Так называлась программа, которая состоялась в КДЦ «Родина». На эту встречу были приглашены дети погибших участников Великой Отечественной войны. В годы военного лихолетья они остались без отцов, заменили их на колхозных полях, на заводах и фабриках. Пришли многие, чтобы вместе вспомнить опалённые огнём детские годы, почтить память отцов.
Толе Саломатину в 1942 году, когда его отца призвали на фронт, было лишь три года. Но детская память цепко хранит его образ. Иван Павлович подхватывает сына и усаживает на лошадь рядом с собой. Крепкие отцовские руки были надёжной опорой ребёнку. Погиб Иван Саломатин в боях за Ленинград. Мать одна поднимала двоих детей — сына и дочь Руфину. Анатолий окончил школу, семь классов. Надо было помогать матери — он пошёл на курсы шоферов при ДОСААФ. Восемнадцати лет ещё не исполнилось — инспектор не хотел даже права выдавать. Кое-как уговорил его парень — выдал документ. С января 1957 года сел Анатолий Иванович за баранку автомобиля. До сих пор жалеет, что не довелось съездить на Ладожское озеро, где сложил голову отец.
Иван Фёдорович Трубин немного старше по возрасту, но в годы войны разница в пять лет значила больше. Детям, родившимся в начале тридцатых, приходилось работать наравне со взрослыми. Иван тоже с весны до глубокой осени работал в колхозе — помогал матери. Похоронка на отца пришла в многодетную семью Трубиных в 1943 году. Он тоже погиб при прорыве блокады Ленинграда. Десятилетний Ваня поклялся отомстить за отца. Из родного Викулово добрался-таки до Ишима. Впервые увидел электричество, железную дорогу. Забился в какой-то состав, и … вместо западного направления уехал на восток. Только в Новосибирске парнишку сняли с поезда, отправили в детский приёмник. Когда вырос Иван, отслужил в армии, получил образование: стал агрономом-организатором, работал на руководящих должностях. И всю жизнь пример отца, отдавшего жизнь за Родину, был путеводным.
Жена Трубина — Валентина Михайловна – родом из Горького. Много общего в их военной судьбе. Своего отца, Михаила Шибарева, помнит только по рассказам матери. Да ещё эпизод из довоенного детства – принёс отец корзину с халвой. Какой халва показалась сладкой – до сих пор вкус тот словно ощущает. Отца тяжело ранило – ногу оторвало, и тоже было это под Ленинградом. Лежал в госпитале, написал домой обнадёживающее письмо: «Раны мои заживают, скоро приеду домой». Следом за письмом прилетела чёрная весть. Скончался Михаил от полученных ран. Хранит Валентина Михайловна похоронку по сей день. Она рассказывает:
– Я, когда выросла, ездила в те места. Нашла могилу отца – похоронили рядом с госпиталем. Вспомнила – когда его забирали, у нас страшно собака выла. Люди говорили – не вернётся Михаил. Так оно и вышло. У нас большая была семья – шестеро детей выжили в войну.
На встрече много рассказывали, как жили в те годы. Валентина Михайловна вспоминала, как лён вручную убирали – все руки в кровь исцарапают – стебель жёсткий. Все дети войны знают вкус лепёшек из мёрзлой картошки. А ещё из сухих листьев липы делали муку. Истолкут листья в ступе в мелкую труху — вкусней, кажется, не было «пышек», испечённых из такой «муки». Наталья Ивановна Белова вспомнила, что за годы войны не съела ни одного кусочка хлеба.
– Куда бы я ни спрятала свой паёк – младший брат Валера всегда находил и съедал. Да даже и не съест – как отнять у маленького?
А она сама – ростиком невелика, худенькая – в 1941 ей только 12 лет было. Даже стихи написала о своём военном детстве в Любинском совхозе под Омском. «Полола злаки, овёс, пшеницу, рожь. Пахала землю на быках, снопы вязала, возила волокуши на быках. Быки упрямые ревели, ревела вместе с ними я...» Вся правда военных лет в этих простых, незамысловатых словах.
Поколение детей, которые выросли сиротами в голодные военные годы, продолжало жить за погибших отцов. Они работали, учились, рожали детей. Сейчас в списках Управления социальной защиты населения в посёлке двести человек, не один десяток в сёлах, чьё детство украла война.
Она давно закончилась. Но в мире ещё вспыхивают очаги военных конфликтов, катастроф, в которых невинно гибнут и страдают дети. Пока живы свидетели тех далёких событий, их память поможет и нам не забыть о великом мужестве и подвиге наших дедов.
Любовь Алексеева
Фото Екатерины Кадочниковой