В большинстве развитых стран действуют системы, обеспечивающие вызов всех служб экстренной помощи по единому номеру. В странах Евросоюза это номер 112, в Англии – 999, в США и Канаде – 911. Эти системы работают с начала 70-х годов XX века и достаточно хорошо себя зарекомендовали. В частности, в настоящее время систему "911" используют 90% населения США. Данный опыт нашёл применение и в России.
Единая дежурно-диспетчерская служба (далее ЕДДС) создана и при администрации Казанского муниципального района. Она предназначена для координации действий существующих дежурно-диспетчерских служб района, предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, сил наблюдения и контроля, а также сил постоянной готовности.
В состав единых дежурно-диспетчерских служб входят: дежурный диспетчер ЕДДС при администрации района и дежурно-диспетчерские службы (далее ДДС) органов внутренних дел района, противопожарной и газовой служб, скорой медицинской помощи, служб связи и энергетики, жилищно-коммунального хозяйства.
Информация о возникновении чрезвычайных ситуаций в ЕДДС поступает от граждан по единому выделенному телефонному номеру 112 или 4-17-60, от дежурно-диспетчерских служб, взаимодействующих с ЕДДС, а также от вышестоящих и взаимодействующих органов управления.
Поступившая оперативная информация доводится до всех взаимодействующих ДДС, параллельно подключается система определения номера и идентификация абонента.
Необходимость создания единых дежурно-диспетчерских служб продиктована следующими факторами.
Во-первых, очевидным преимуществом телефонного обращения к экстренным оперативным службам по типу «одного окна», которое позволит населению при возникновении чрезвычайного происшествия не задумываться, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней. Звонок на номер 112 бесплатный, с мобильного телефона можно дозвониться, если на счёте нет денег, а с определённых моделей даже без sim-карты.
Во-вторых, всевозможные нештатные ситуации, угрожающие жизни и здоровью людей, требуют от служб экстренного реагирования предельно быстрых решений и слаженных действий. Переход на ЕДДС значительно повысит оперативность реагирования и эффективность функционирования дежурно-диспетчерских служб различной ведомственной принадлежности при их совместных действиях.
В отличие от западных аналогичных служб российская ЕДДС выполняет ещё одну немаловажную функцию: сбор оперативной информации от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения за окружающей средой, на основе полученных данных осуществляет анализ и оценку обстановки. Российская служба «112» не только спасает, но и предупреждает возникновение чрезвычайной ситуации.
Таким образом, целью создания ЕДДС является повышение оперативности реагирования администрации и служб района на угрозу или возникновение чрезвычайных ситуаций, эффективности взаимодействия привлекаемых сил, слаженности их совместных действий, уровня информированности администрации и районных служб о подобных фактах и принятых по ним мерах.