«В рамках инициативы «Наша новая школа» полученные наработки должны поэтапно распространиться на всю страну.
Наши дети должны получать знания и навыки, необходимые для активной жизни в современном обществе и успешной профессиональной карьеры в условиях инновационной экономики».
В.В. Путин
В 2010/11 учебном году педагоги Казанской средней общеобразовательной школы участвовали в апробации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования. Казанская начальная школа стала своего рода «пилотной площадкой».
В течение всего учебного года педагоги, работавшие в трёх первых классах, кроме основных учебных предметов, занимались ещё и внеурочной деятельностью. Внеурочная деятельность – это шесть основных направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, проектная деятельность, социальная работа и уроки нравственной жизни.
В начале учебного года сложно было представить, как дети 1-го класса смогут, «отсидев» на основных уроках, заниматься ещё и на дополнительных занятиях. Вместо четырёх уроков у ребятишек их было по 6, конечно же, с перерывом на отдых и горячий обед. Внеурочные занятия проводили классные руководители и педагоги дополнительного образования, а также учителя физкультуры, которые ещё до начала занятий написали соответствующие программы на весь учебный год. Для ребятишек проводились часы общения, занятия интеллектуальных клубов, секций, экскурсии, соревнования. Была организована общественно полезная и проектная деятельность. В итоге ребятишки даже свои собственные научные работы писали, а потом защищали их на научных конференциях в школе.
Отношение к внеурочной деятельности, как ко всему новому, было неоднозначным. Некоторые родители считали, что дети очень устают в школе. Приходя с занятий, они с трудом принимались за выполнение домашнего задания. Другие родители считали, что дети в школе заняты полезным делом. Кроме того, они накормлены, за ними смотрят педагоги. А полезных дел было действительно очень много. Педагог О.П. Иоч проводила для детишек факультативные часы «На пороге школы», занятия интеллектуального клуба «Умники и умницы», О.А. Тютюнникова – заседания художественно-эстетической студии, Н.С. Рыжкова – часы общения «Уроки нравственной жизни», А.В. Егоров – занятия секции «Здоровячок», А.П. Мамонтов – туристического кружка «Юные туристы».
– Главными задачами для нас, педагогов, стали следующие: здоровье детей, развитие их физического, нравственного и интеллектуального потенциала. Уроки проводились по 35 минут, занятия на уроке перемежались физкультминутками. Чтобы дети не переутомлялись, им организовывали экскурсии в музей, библиотеку. Ребятишки ходили на прогулки, и там собирали природный материал для поделок, проводили различные наблюдения за состоянием погоды, разгадывали загадки, разучивали стихи, – рассказала Л.П. Канюкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Внеурочная деятельность принесла первоклашкам много полезного. Во-первых, каждый ребёнок в школе был под присмотром учителей. Педагоги рассказывали им много интересного и нового. Надо ли говорить о том, что дети постоянно общались друг с другом. В итоге в классах (а 1-й класс – это новый коллектив, к которому детишки должны привыкнуть) сложились доброжелательные отношения между одноклассниками.
Некоторые родители, бабушки и дедушки возмущались, узнав о том, что уже в 1-м классе ученики занимались проектной деятельностью. Они с помощью педагогов и родителей создавали научные работы на предложенные им темы. На самом же деле не всё так страшно, как предполагали родители. Во-первых, пишут научные работы не все дети, а только те, кто желает. Во-вторых, первоклашки сами с удовольствием включаются в работу: ищут новую информацию, интерпретируют её, представляют свои проекты. При этом дети развивают речь, учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение. Со времени начала эксперимента прошёл только год. Плюсов в итоге оказалось больше, чем минусов. В принципе воспитательная работа с детьми проводилась и раньше. Они также участвовали в районных и школьных мероприятиях, посещали кружки, секции. Только делали это не все учащиеся, а лишь те, кто хотел. В прошлом учебном году внеурочная деятельность была организована для всех учеников первых классов без исключения.
В нынешнем учебном году в федеральных государственных образовательных стандартах произошли изменения. Там сказано, что внеурочная деятельность является обязательной для образовательного учреждения, что она должна найти отражение в программе школы, но она не включается в учебный план, а её количество не определяется в часах аудиторной нагрузки. Иначе говоря, дети после основных уроков (обычно четырёх) отправляются домой, а не остаются на дополнительные внеурочные занятия. По желанию, как и раньше, они посещают занятия кружков, секций, которые им предлагают педагоги детской школы искусств, центра развития детей, тренеры детско-юношеской спортивной школы.
И ещё одно новшество. Аналогичный эксперимент, проведённый в первых классах, сейчас будет внедряться в 5-х классах. В Казанской школе в настоящее время педагоги работают над программой внеурочной деятельности. Согласно этой программе будут строить свои занятия классные руководители пятиклассников Д.В. Хорьяков, И.А. Степаненко, Т.А. Мамонтова и С.В. Зубарева. Так же, как и в 1-х классах, на каждого ребёнка будет заполняться карта достижений. В ней отметят, где участвовал каждый конкретный ученик и чего он добился.
Педагоги считают, что данный эксперимент интересен. Конечно, чтобы добиться успехов в воспитании личности ребёнка, нужно время. И поэтому останавливаться на достигнутом нельзя. Если продолжить работать над воспитанием ученика и в среднем звене, и в старших классах, то результат будет очевиден.