-Да, зерна-то мы в этом году много вырастили, - Константин Васильевич Капаров, руководитель СПК «Нива», говорит это не очень радостным голосом. - Только вот пока в цене с покупателями сойтись не могу. Все хотят наш урожай по дешевке забрать. А у меня ведь люди…
Эта фраза, типичная для Капарова, говорит о многом. Он действительно много занимается решением проблем людей, которые живут рядом с ним.
-У нас большинство предпринимателей охотно откликаются на просьбу помочь, - говорит глава Зарословской администрации Зинаида Анатольевна Демина. - А Константин Васильевич - просто палочка-выручалочка. Он всегда найдет возможность помочь.
-Поэтому его и депутатом выбрали, - говорю я.
-Да, конечно, - соглашается она. - На кого еще надеяться…
У Константина Васильевича стабильный и надежный коллектив, мы об этом рассказывали на страницах нашей газеты. Но каждый раз при встрече с ним узнаешь что-то новое. Вот весной он только мечтал о приобретении и монтаже новенькой сушилки. Да что там весной, это была его давняя мечта. Помню хорошо, как он вздыхал, глядя на дорогущую, оборудованную по последнему слову техники сушилку ЗАО «Племзавод-Юбилейный» на Окуневской территории, и у него прямо по глазам читалось: «Все равно куплю тоже».
-Ну что, сбылась мечта? - спрашиваю у Капарова.
-Да, сбылась, - довольная улыбка осветила лицо. - Если бы не новая сушилка, то не знаю, как бы мы справились нынче. Ведь зерно-то сырехонькое шло - лето такое выдалось, а урожайность хорошая. Куда бы я с ним?
Действительно, сложно нашим крестьянам пришлось нынешней осенью. Цены на элеваторах за сушку подняли до небес. Мужикам куда деваться - плачут, но сдают. А у «Нивы» все складские помещения забиты сухим зерном.
-Буквально все высушил Илья Анварович Хабибуллин, - говорит Константин Васильевич. - Молодец мужик - и сушилка на нем была, и семенами он сейчас занимается. Вот ко вторичной обработке зерна приступили. Семена у нас свои, пшеницей по-прежнему будем заниматься «Омской» и «Новосибирской», ячмень тоже бросать не собираемся.
-Я смотрю, у вас рулоны на полях, только не поняла - сено это или солома…
-Так ведь мы нынче донник с клевером сеяли, вот сено и готовим, - откликается Капаров. - А ничего, да, сенцо - красиво смотрится…
-Здорово, все зеленое, свежее.
-А как его коровы едят, от кормушки не отгонишь!
Я понимаю, что Константину Васильевичу некогда, он постоянно нужен кому-нибудь из работников. Но мы давно не виделись, у него столько нового, да и поговорить с ним - одно удовольствие. Капаров - умница, а в беседе с умным человеком не замечаешь бега времени.
-А что сушилка ваша, намного сократила затраты? - спрашиваю я.
-Еще бы, - тут же воодушевляется Константин Васильевич. - У меня же все подсчитано. С тем объемом зерна, что мы получили нынче, за его сушку пришлось бы выложить два миллиона рублей. А мы уложились в 450 тысяч. Разница есть?
-Конечно, - соглашаюсь я. - А прибыль от увеличения урожайности?
-Какая там прибыль, - отмахивается он от меня. - Как и все, не знаю, что делать. Спасибо, что губернатор о нас подумал - по 700 рублей на гектар выделил из бюджета. Мы их уже получили.
-Если не секрет, сколько?
-Да какой там секрет, 1400000 - разве плохо.
-А некоторые говорят - мало…
-Мало? - изумляется он. - Могло вообще нисколько не быть…
Мы помолчали, а потом Константин Васильевич снова вернулся к своим ребятам, которые работали, как проклятые, чтобы спасти урожай.
-В этом году у нас на пшенице три комбайна работало - два «Дона» и «Полесье», - рассказывает Константин Васильевич. - На «Донах» - Петр Сергеевич Антипин и Евгений Александрович Галансков, на «Полесье» - Александр Валентинович Барановский. А вот на ячмене, на стареньком «Енисее», Володя Смагулов трудился.
Голос Капарова теплеет, и я понимаю, что к этому пареньку у него особое отношение.
-Понимаете, этот комбайн еще с советских времен, ему в этом году ровно тридцать лет, - продолжает он. - Я думал, что уже списывать пора, а Володя его перебрал своими руками и всю уборочную отработал.
Да, Капаров умеет ценить работящих, не боящихся любого дела людей. Вот и сейчас, рассказывая о делах в своем хозяйстве, он говорил о том, что работа продолжается. На зяби хорошо поработали Канат Байсалов, Руслан Хабибуллин, Анатолий Тонконогов.
-Канат Байсалов из Нестерово к нам приехал, работу искал, - продолжает Капаров. - Ничего не скажу, хорошо трудился. И Андрей Соколов тоже показал себя с лучшей стороны. С ним будет продлен контракт.
Осень все сильнее вступает в свои права. Сейчас на какое-то время в кооперативах наступит затишье. Пайщики получат положенные центнеры за аренду земли, кстати, в этом году Константин Васильевич своим выдает по 4 центнера зерноотходов, а перед новым годом еще и муки нового урожая в закрома насыплет.
-Так ведь я еще о водителях забыл, - спохватывается Капаров. - Они на КамАЗах тоже на совесть трудились.
-Конечно, назовем и их, - соглашаюсь я, - тоже нелегкая работа…
-Тут у меня почти сплошь молодые: Досан Искаков, Александр Перегудов, Каир Капаров и самый старший - Александр Анисимович Перегудов. А вообще вы правы, у нас нет легкой работы. Вот на подработке зерна женщины трудились - Любовь Геннадьевна Хабибуллина, Наталья Амелина, помогали им мужчины Сабыржан Шакетов, Андрей Тонконогов, Евгений Амелин. Про поваров наших не забыть бы сказать, они шесть месяцев изо дня в день кормили нас и два, и три раза, - это Татьяна Сергеевна Перегудова и Майра Шакетова.
-Много у вас молодежи работает, - говорю я. - Наверное, нелегко с ними справляться?
-Бывают трудности, - усмехается Константин Васильевич. - Но ведь и они меня знают - я лодырей и пьяниц держать не буду.
Не об этом болит душа у руководителя. Ему бы хотелось по-настоящему помочь своим рабочим встать на ноги: построить дома, стайки, птичники, чтобы корни далеко в родную землю ушли. Силенок пока не хватает. У него, как, впрочем, и у остальных крестьян, столько ссуд и кредитов, что от цифр глаза на лоб лезут. А те, что краткосрочные, - просто пугают. Но самое интересное, большинство из них не унывает. Константин Васильевич - тоже. А чего ему бояться - зарплату своим рабочим он выплачивает ежемесячно, проценты по кредитам отдает банкам, договоры на зерно тоже, дай Бог, заключит. И вот увидите, исполнит еще одну свою мечту: построит механизированный ток. Не выносит душа хозяина, когда зерно втаптывают в грязь.
В кабинет, где мы сидим, уже в который раз заглядывает Каир, сын Константина Васильевича, пытается что-то сказать, но отец от него отмахивается.
-Хорошо работает? - киваю я на прикрывшуюся дверь.
-Нормально, - сдержанно отвечает отец. - Главным инженером его поставил. Институт он закончил.
Ну, что ж, будет кому со временем дела передать. Работать рядом с Капаровым-старшим - это большая школа в плане приобретения не только производственного опыта, но и чисто человеческих качеств - доброты, сострадания, умения услышать беду и прийти на помощь. Это дорогого стоит, хотя сейчас и считается пережитком советского времени. А он вот остался таким, каким был, - настоящим хозяином. И народ совсем не случайно его своим депутатом избрал.
Татьяна АЗАРОВА.
На снимках: новоиспеченный инженер Каир Капаров; К.В.Капаров и И.А.Хабибуллин довольны работой сушилки; работа закончена, можно и передохнуть: К.Капаров, В.Смагулов, П.Антипин, Д.Искаков.
Фото автора.