Медиакарта
20:17 | 27 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Родные на этой земле

Родные на этой земле
14:08 | 07 ноября 2011

Семьдесят лет назад, в августе 1941 года, вышел Указ Президиума Верховного Совета Союза СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья». Этот документ обрёк целый народ на бесчисленные страдания и унижения, беззаконие и произвол, безжалостное истребление.

Голод и холод, каторжный труд, эпидемии и издевательства обрушились на головы мирных, ни в чём не повинных людей. Два века российские немцы, поселившиеся на берегах Волги по приглашению императрицы Екатерины, жили спокойно, осваивали пустынные земли, были уважаемыми людьми. И буквально в течение нескольких часов их участь была решена, после известного Указа они в одночасье стали изгоями в своей стране.

Депортация - страшное слово

  • Не хочу вспоминать о тех днях, - горько вздыхает 74-летний житель с. Байкалово Александр Александрович Батт, ребёнком переживший ужас депортации.

Конечно, в памяти четырёхлетнего ребёнка, проделавшего тяжкий путь от поволжских степей до затерянных в болотах сибирских отдалённых селений, осталось не много.

  • Мы родом из села Медведицкое бывшей Сталинградской области,- уточняет его старшая сестра Эрна, которую в Сибири чаще называли Анной. - Я помню, как нас всех - родителей и четверых детей, других односельчан - согнали, довезли до станции и погрузили, как скот, в вагоны. Куда везут, зачем - ничего не объясняли. Переселенцев везли в тесных «телячьих» вагонах, люди вынуждены были стоять, плотно прижавшись друг к другу. Ни сесть, ни спать возможности не было.

  • У мамы на руках была годовалая Лидочка, - рассказывает дальше Анна Александровна. - Слава богу, все остались живы-здоровы.

В Тюмени партию депортированных разделили. Кого-то повезли дальше на север, кого-то отправили в Уватский район. А семейство Батт ещё несколько суток добиралось на барже до деревни с названием Тахтаир. В октябрьские дни их определили на жительство в д. Елань. Через год ссыльных перевезли в с. Байкалово.

  • Как жили? - переспрашивает с горькой усмешкой Александр Александрович. - Разное было: непонимание, недоверие, откровенная вражда. Лихо пришлось. Голодно было, спасал маленький огородик, в котором садили всякую мелочь. Мы с Эрной в 9 лет пошли в школу, а после семилетки уже работали.

В Байкалово семья Батт увеличилась ещё на шесть человек. У Александра Георгиевича и Елены Андреевны появились на свет один за другим три дочери и три сына. Для Виктора, Екатерины, Риты, Марии, Владимира и Эдуарда Сибирь стала родиной. Попробуй поднять, обуть-одеть и прокормить десять ртов! Но природное трудолюбие, стойкость духа и неунывающий характер, присущие старшим Баттам, помогли им преодолеть все испытания и невзгоды.

  • Отец был искусным сапожником - у него было много заказчиков, - вспоминает Эрна Александровна. - Это ремесло и спасало нас. Отцу удалось купить двух телят, потом завели корову. Мама занималась хозяйством и работала в промартели техничкой. Мы никогда не видели её сидящей без дела. Она то пряла, то шила или вязала.

Отношение у местных жителей к сосланным немцам, конечно, было разное.

Кто-то косился, другие откровенно злорадствовали, могли подсунуть за деньги подгнившую картошку. Но самым унизительным было требование постоянно отмечаться в спецкомендатуре.

  • Как будто мы хотели убежать куда-то, - шутит по этому поводу младший брат. Сейчас, по прошествии лет, те годы изгнания кажутся им кошмарным сном. Они прошли в тяжком труде, который был и спасением, и смыслом жизни.

  • Мы с Сашей в юности ходили пешком работать в Худякову, - улыбается Эрна Александровна. - Представляете, сколько это километров от Байкалово? И как будто не замечали расстояния…

Несмотря на лихолетье, младшее поколение Баттов сумело найти свою дорогу в жизни. Большинство детей Александра Георгиевича и Елены Андреевны, ушедших из жизни в возрасте за 90 лет, свою судьбу связали с Байкалово. Здесь Анна и Мария, которая, прожив почти 30 лет на Украине, не выдержала разлуки с родными, вернулась в Сибирь. Дома сестёр и брата находятся на одной улице, недалеко друг от друга. Большая трудовая жизнь за плечами Александра Александровича. Он вырастил с женой Груней двоих сыновей. Гордится, что Юрий Батт занимает ответственный пост - он теперь отвечает за весь район. Вступают в самостоятельную жизнь внуки. Значит, не чужая им эта сибирская земля…

В красках жизни

В год горестной даты, 70-летия выхода печально известного сталинского указа, в Тобольске побывала творческая экспедиция, в которую вошли журналисты, писатели, фотографы, кинооператоры. Её основной миссией стало прохождение пути скорби и славы тех немцев, чьими усилиями сибирский край стал процветающим. Гости посетили Тобольск, встретились с творческой интеллигенцией. Конечно, не смогли не побывать в местах компактного проживания немецкой диаспоры в Тобольском районе. Встречи с бывшими депортированными прошли в п. Октябрьском и с. Байкалово. Горестные людские судьбы, впечатления об услышанном нашли отражение в портретах, с которыми вернулись из сёл художники, участники экспедиции. Кроме того, был организован сбор средств на памятник жертвам политических репрессий среди советских немцев, который открыт в г. Энгельсе на Волге. На его открытии побывала Л.Я. Кошкарёва, руководитель филиала ТРОО «Центр немецкой культуры» в с. Байкалово. Она привезла горсть сибирской земли и положила в основание памятника. Надо помнить свою историю, без прошлого нет настоящего.

Клара КУТУМОВА, фото Тимура КАРЫМОВА