Медиакарта
11:05 | 2 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сто лет тюменской улице Щербакова

Сто лет тюменской улице Щербакова
17:52 | 09 ноября 2011

Сто лет назад обстановка в Зареке была совсем иная, чем теперь. Там, где от реки Туры начинается улица Щербакова, была переправа (перевоз) через реку.

Существовал в летнее время наплавной мост, по которому через Туру переходил или переезжал всякий, кому надо было в город или Зареку. На левом берегу было две дороги, причем одна - вдоль берега Туры в сторону д. Мысовской - современного Мыса.

Прямой дороги в д. Парфенову не было, так как пойма Туры была сильно заболочена, среди болота плескалось несколько озер. Часть из них образовали... жидкие ядовитые отходы овчинного и кожевенного производства зареченских заводов.

В 1906 г. обнародовали новую аграрную реформу, названную по фамилии ее инициатора и автора «столыпинской». Она предполагала масштабное переселение европейских российских крестьян в Сибирь на вольные земли. Одним таким местом назначили в Тобольской губернии так называемый Тавдинский край - территория современного Нижнетавдинского района. Однако место это было труднодосягаемое из Тюмени. Вроде невелико расстояние - каких-то 40 верст, но этот путь проходил по топкому Тарманскому болоту. Зимой тут сооружали зимник - санную дорогу: клали бревна, хворост, подсыпали землю.

К весне все это поглощала болотная хлябь, и в Тавдинский край добирались и ли по рекам Туре, Тоболу, Тавде, или по суше, через Салаирские юрты, где вдоль границы с Пермской губернией можно было пересечь Тарманское болото и достичь первой деревушки Тавдинского края - Ахманы. А там уже по твердой земле ехать к селу Велижанскому. Объезд имел протяженность 110 верст.

В 1910 г. Переселенческое управление, занимавшееся всеми вопросами переезда крестьян в Сибирь, решало сделать Тавдинский край более досягаемым. В 1911-1912 гг. на средства управления была построена всепогодная дорога через болото. Окончательно сформировалась транспортная магистраль из Тюмени на Север - современный Велижанский тракт.

От этой стройки перепало кое-что и Тюмени, центру уезда. Вначале стараниями Переселенческого управления построили прямую улицу - дамбу от перевоза по р. Туре к д. Парфеновой. Еще при царской власти эту улицу называли Мостовой, так как она начиналась от наплавного моста через Туру. С 1966 г. она стала улицей Щербакова. В обиходе тюменцы долго называли ее «Парфеновской дамбой».

Дорога-дамба поднималась на полтора метра над поймой, ее даже не залило высокое наводнение 1914 г. Самый длинный мост на дамбе был через Парфеновскую старицу, он существует и теперь, но уже не деревянный, а железобетонный. Остальные два моста убраны при ремонте в 1950-е годы. Дамба была глинистой, тело ее в непогоду размокало, улица становилась непроезжей.

В сентябре 1937 г. газета «Красное знамя» писала: «До сих пор Мостовая улица в осеннюю пору превращалась в болото. Сейчас на протяжении 260 погонных метров улицы в пределах двух ближних к мосту кварталов уложен бревенчатый настил, покрытый стойкой к непогоде смесью щебня и песка». Дальше, конечно, все осталось без изменений.

В 1953 г. мостодорожная станция N 46 на всем протяжении ул. Мостовой уложила камень, и получилась распространенная в те годы булыжная мостовая. Была такая мостовая и на ул. Республики в свое время. В самом начале ул. Щербакова, у перекрестка с ул. Береговой, летом виден кусок булыжной улицы, где откололся асфальт.

В годы Великой Отечественной войны на Мостовой построили лежневую колейную дорогу: на деревянные шпалы, уложенные через 60-70 см поперек дороги, были прибиты толстые деревянные же плахи там, где катились колеса автомобилей, вывозивших из южно-тавдинских лесов бревна.

Дорогу можно было использовать в любую погоду, на ней не было ухабов и колдобин, меньше изнашивались автомобили. Через несколько километров устроили разъезды, чтобы пропустить встречный поток порожних автомобилей. Тут стояли «махальщики» с флажками, регулируя движение колонн. Эта дорога продолжалась до поселка Караганда, где бревна грузили в автомобили.

За прошедшее столетие дамба осела, почти сравнялась с окружающим рельефом, но все же выше него. Когда в 1979 г. случилось небывало высокое половодье, то вода дошла до уровня заасфальтированной улицы и тонким слоем переливалась через нее в районе первого и второго Заречных микрорайонов (первый из них тогда только начал застраиваться).

Теперь улица Щербакова - одна из трех главных магистралей Заречья. Она выводит транспорт прямо на Велижанский тракт, ведущий в Нижнетавдинский район, где автодорогу продолжают строить к реке Конде.

Автор: Александр Иваненко