– Счастливые мы все-таки люди, православные, – думала я, вытаскивая ногу из чмокающей, не желающей выпускать мой каблук раскисшей утренней хлюпи. – У остальных – сонное, тёмное ноябрьское утро обычного дня, хоть и нагруженного ныне новым праздничным смыслом – дня «народного единения». Ну кто, спросонок глаза разодрав, о нём вспомнит – разве редкий патриот… А верующий люд четвёртого ноября привычно в храмы подтягивается.
Назвать праздник этого дня чисто церковным как-то язык не поворачивается. Настоящий, традиционный народный праздник – «осенняя Казанская». Уникальный этот образ с самого своего обретения каким-то загадочным образом снискал поистине всенародную любовь. Многие, большие и малые, города и местечки имеют свои чудотворные списки с легендарной Казанской иконы: Богородско-Уфимская, Высочинская, Вышенская, Вязниковская, Каплуновская, Нижнеломовская, Тамбовская, Тобольская, Ярославская, и это не считая местно-чтимых образов!
Такую благодарную любовь Казанская икона приобрела не случайно, не случайно и праздник народного единства привязали именно ко дню её чествования (а не наоборот).
…В начале далёкого семнадцатого века на Руси царило страшное безвременье, позже его назвали Смутным временем. Иностранцы вторглись в наши пределы, разоряли людей и разграбляли всё на своём пути. Не отставали от них и собственные лихие соотечественники, пользуясь безвластием и безнаказанностью.
Насиловали и убивали женщин, резали малых детей, страна истекала кровью и была близка к погибели. Не вмешайся в эту, казалось бы, безвыходную ситуацию небесная помощь, сейчас мы с вами, быть может, говорили бы по-польски или по-литовски, вместо своего патриарха слушали бы римского папу, да и о русском народе только из легенд и узнавали бы.
Но свершилось настоящее чудо: в первые дни ноября 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли столицу, оттеснив войска неприятеля. Князь Пожарский вступил в город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы. Той же зимой на царство был избран Михаил Романов – основоположник новой династии.
Божественное покровительство не было забыто новыми государями, и в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года. Но сменившая царей «власть народа» почему-то отвергла памятную народную дату. Стремясь искоренить любое напоминание о ней, в 1936 году уничтожили даже Казанский собор, построенный некогда на Красной площади в честь Казанской Божьей Матери и её помощи в освобождении страны от захватчиков.
Но когда страна, в свою очередь, освободилась-таки от богоборческой власти, Казанский собор был восстановлен. Восстановили и оборванную было нить памяти о «делах давно минувших дней», признав неразрывную связь светского праздника с богородичным днем.
Воскресает и у нас здоровая традиция начинать празднование по-христиански, благодаря Богородицу (кому мы, собственно, этим праздником обязаны) в храме. В нашей Казанской церкви все больше замечаю детей и их молодых родителей. Что меня приятно удивляет, молодежь вовсе не стесняется своей веры, на крестном ходу с гордостью несут хоругви и образа, и сама торжественная процессия больше чем наполовину – юная!
Не чудо ли это? Что утром вас не удержит никакая непогода, а после литургии, когда в спину ласковым звоном радуются колокола, вы с удивлением и сожалением встречаете по пути озабоченные будничные лица, зная о том, что они упускают, не приходя. Что упускают? Приходите – поймете. Пусть будет в помощь вам Пресвятая Богородица Казанская!