В этом убежден секретарь Союза журналистов России, руководитель образовательных программ Фонда развития информационной политики Владимир Касютин
По долгу службы Владимир Леонидович объехал многие российские регионы. В Тюмени он побывал второй раз по приглашению газеты «Тюменская область сегодня». Касютин провел двухдневный семинар для сотрудников редакции, а в одном из перерывов ответил на наши вопросы.
По словам гостя, российские регионы сильно отличаются друг от друга. Причем не только по географии, но и по населению, отношению к жизни. На вопрос, можно ли, посмотрев региональную газету, сделать вывод о самом регионе, Владимир Касютин ответил так:
– В первую очередь по газете можно судить о редакции и редакторе. Но, конечно, каждый регион имеет ту прессу, которой заслуживает. Газета – это отражение не только редакции, но и читателя. Если читателю на все наплевать – и газета будет такая же. Если читатели от газеты чего-то хотят и требуют – они воздействуют на ее качество и содержание. И на власть, кстати, тоже воздействуют.
– Впервые вы побывали в Тюмени год назад. Чем занимались в течение этого года?
– Защитил диссертацию на тему «Государственное регулирование СМИ на примере российских региональных печатных изданий». Проблема очень актуальная. Одни считают, что печатные издания должны быть частными, другие – что государство обязано их содержать. А как на самом деле должно быть? Кстати, эта тема вызывала у многих моих коллег нехорошие
чувства. Им казалось, что я хочу усилить контроль над прессой. Но ведь регулирование – это не только контроль, но еще и стимулирование процессов.
Я уже много лет проводил это исследование, пытался разобраться, почему так часто журналистам в регионах работается некомфортно. И пришел к выводу, что существуют критерии, в соответствии с которыми СМИ должна предоставляться государственная помощь. Власть через газету отвечает на письма и обращения граждан? На страницах издания есть место мнениям не только журналистов и чиновников, но и простых людей? Значит, это СМИ необходимо поддерживать. А вот публикации про «звезд» и прочие развлекательные материалы пусть выживают с помощью частного бизнеса.
– А как за границей решается эта проблема?
– В каждой стране по-разному. Но все чаще там приходят к пониманию необходимости государственной поддержки СМИ в виде определенных программ. Мы ездили в Норвегию, изучали опыт господдержки, которая там очень серьезно осуществляется. Смотрели, что происходит в Польше. Многие говорят о том, что модель частного бизнеса в СМИ сегодня терпит крах. Ясно, что наступило такое время, когда государство должно размышлять об удержании, сохранении качественных проектов.
– Интересно ваше мнение о газете «Тюменская область сегодня».
– В газете видна эволюция. Впервые я ее увидел года четыре назад, во время проведения федерального конкурса на лучшую редакционную акцию. Признаюсь, что в качестве члена жюри способствовал, чтобы редакция попала в число финалистов. Тогда же запомнил ваш проект «Кошелек»: яркое название, безусловная польза для читателей.
Понятны проблемы и объективные трудности, в которых находится редакция. В последние годы функции областной прессы размылись. Если человека интересуют местные новости, он выпишет районную, городскую газету. А зачем нужна областная?
Не случайно на западе возникла новая модель региональной газеты, которая издается на каждой отдельной территории, как наши «районки», но в ней обязательно присутствует общая областная часть. В России эта модель так и не смогла осуществиться, поскольку требует больших затрат. И вопрос о том, какой быть областной газете, на самом деле очень сложный. В некоторых регионах ее пытались сделать новостной, но потерпели неудачу, поскольку новости люди в основном читают в Интернете.
На мой взгляд, газета «Тюменская область сегодня» занимает уникальную нишу. Это действительно народная газета, в которой широко представлены читатели, население региона. Вы выпускаете линейку самых разных проектов. Подобных областных газет в России практически нет. Считаю, вам надо активнее продвигаться на федеральном уровне, чтобы страна о вас больше знала.
Автор статьи: Светлана КИРСАНОВА
рубрика: Масс-медиа