Узкий ярко освещённый коридор ДК «Синтез». Раз в четыре минуты через выводящую на сцену дверь входят и выходят нарядно одетые люди. Кажется, что сегодня они собрались на красочный карнавал или светский раут, но напряжение и усталость на лицах артистов заставляют отбросить мысли о беспечном празднике.
В плотной, наэлектризованной волнением атмосфере среди ожидающих второго конкурсного тура сидит Нина Спиридоно- ва, единственная район-ная финалистка областного молодёжного фестива-ля военно-патриотической песни «Димитриевская суббота».
Её мысли витают вокруг прошедшего выступления. Первый номер «Письмо, пришедшее с войны», отрепетированный и исполненный бесчисленное количество раз, отнял сегодня намного больше сил, чем на районном и зональном этапах. Всегда благодарная публика встретила песню с восторгом, но кто знает, как к ней отнесётся компетентное жюри. Признает ли оно удачным решением ту фоновую хореографическую поддержку, которую оказала Н. Спиридоновой верная помощница Альбина Азанова?
«Но насколько сильны в этом году конкуренты! Прошлогодние им не чета», - подумала специалист районного центра культуры, провожая взглядом очередного измотанного выступлением исполнителя.
Ход мыслей, и без того нерадостный, свернул на ещё более мрачную тропку. Как удастся сдать очередной «сценический экзамен»? Как его оценит руководство, чьи пристальные взгляды ощущаются даже в темноте зрительного зала? Нарастающую тревогу усилили воспоминания о за-болевшем четырёхлетнем сыне Артемии: уже второй день у него держится температура. Чтобы достойно выступить, эту печальную думу иногда приходилось загонять в самые дальние уголки памяти. Но совсем прогонять её было ни в коем случае нельзя: стремясь войти в сценический образ, Нина почти всегда посвящала исполняемые песни своему ребёнку. Сегодня же она посвятит ему «Молитву».
И вот беспокойная вечность, запакованная в двадцатиминутное ожидание, завершилась: голос ве-дущего призвал предстать вновь на суд жюри и зри-телей.
Сцена, ошеломительно тёмная после залитого светом коридора, искупала районную участницу в фонтане разноцветных софитов. Опыт прошлого выступления подсказал верный метод борьбы с приступами сценической лихорадки: избегая давления незнакомых взглядов, свой взор периодически «прятать» в тусклом белом пятне одного из верхних светильников. Но и там его нельзя оставлять надолго, иначе о качественном, живом исполнении лучше забыть.
…Грустное и поначалу тихое пение вплелось в лирическую мелодию, побуждая слушателей ответить на концентрированное выражение чувств. Вокалистка прекрасно понимала, как важно пробиться сквозь стену зрительской отчуждённости, достучаться до сердца и разума каждого, кто пришёл в зал. Если это удастся, аудитория станет лучшим фоном, подчёркивающим красоту удачного выступления. Именно тогда, не боясь быть «неуслышанной», можно «заглянуть» в зал и найти поддержку в лицах самых отзывчивых слушателей и в не сдержанных порой до конца номера аплодисментах.
Но пока это не произойдёт, рассчитывать можно лишь на своё вокальное мастерство и правильно подобранный репертуар, позволяющий с лёгкостью войти в сценический образ. Как раз за него Нина и не волновалась: песенная молитва о сыне, некогда исполняемая самой Людмилой Гурченко, идеально отображала перипетии взволнованных материнских чувств. В паузе между припевом и куплетом, как бывало уже не раз, певица попала в плен самых дорогих её сердцу воспоминаний. Картины памяти, словно смонтированные очень умелым режиссёром кадры, яркой кинолентой пронеслись перед внутренним взором матери: вот Артемий учится сидеть, его первые шаги, вот он начал говорить, бесконечно радуя чередой маленьких, но таких необходимых и значимых достижений. Вспомнилось и то, как у мальчика был «обнаружен» ещё неуверенный, но уже очень хороший голосок, вселивший в Нину надежду, что сынишка, как и она сама, когда-нибудь породнится с большой сценой. Однако нежданная болезнь ребёнка ни на секунду не позволяла о себе забыть, ведя свою нервную партию сковывающего беспокойства и в без того непростом выступлении.
Отнимая всё больше и больше душевных сил, хитросплетения родительских переживаний сделали исполнение песни настоящим, ярким и живым. Внезапно появились первые слёзы – это кто-то из зрителей не смог устоять перед искренностью звучащей на сцене «Молитвы». Спустя пару мгновений глаза заблестели и других сентиментальных слушателей.
Финальные ноты спрятались за кулисами тёмной сцены… И шквал взорвавшихся в тишине аплодисментов проводил певицу к ослепительно белому выходу. Там, за пределами сценической игры её ожидает автомобиль, который через несколько минут увёзёт Нину к самому близкому человеку – сыну, без которого немыслимы не только выступления, но и сама жизнь.
P.S. Итог выступления - диплом второй степени. Но это ли главное?
Святослав ВИНОКУРОВ, фото автора