По воле случая найти судьбу
Педагогов с таким стажем, как у Валентины Яковлевны Харловой, в Упоровской начальной школе сегодня немного. А ведь учителем она стала почти случайно. После окончания Упоровской школы поехала поступать в Голышмановское педагогическое училище просто за компанию с подругами. А когда поступила и начались занятия, – поняла, что не ошиблась. Свой первый рабочий опыт она получала в одном из Голышмановских детских садов, так как вакантных мест в школе не было. И лишь спустя три года ей предложили приехать назад в Упорово учительствовать вместо ушедшей в декретный отпуск Марии Яковлевны Субботиной. Так, в 1987 году Валентина Яковлевна уже вместе с мужем и сыном вернулась на малую родину.
– На работу я вышла 8 октября, и по сравнению с детским садом я сразу ощутила: «моё». Здесь мне было здорово, легко, комфортно. Конечно, опыт набирался постепенно, и не всё поначалу получалось, но я поняла, что моё место – в школе. Видимо, дошкольный возраст, когда дети ещё несамостоятельны, им даются даже не знания, а больше навыки, это не мой конёк.
За 24 года Валентина Яковлевна вырастила под заботливым крылом 8 выпусков. При этом до сих пор помнит каждого своего ученика не только по фамилии, но и по имени. Меняется время, меняются поколения упоровских школьников, а меняются ли дети внутренне?
– Да, дети теперь и правда становятся другими. Вот набор 2007 года (сегодня уже пятиклассники) и этого года – уже совсем не похожи на прежних «советских» детей. Те были менее напористыми, более стеснительными. Сегодняшние дети куда раскрепощённее, словоохотливее, нравственные качества стали более приглушёнными что ли. Они уже в этом возрасте осознают себя равными взрослым, это видно даже в непринуждённом, непосредственном обращении даже к незнакомому взрослому человеку. С другой стороны, и кругозор у них значительно шире, ведь они родились и живут в мире потока информации. Поэтому и к книгам тянутся меньше, и знания, которые даёт школа, им бывают неинтересны. Работать стало сложнее. Нужно не только не отставать от них, но и найти, чем заинтересовать, вовлечь в обучение. По-прежнему очень много внимания и времени мы отдаём творчеству, проводим внутриклассные мероприятия, конкурсы между классами. Сегодня многие мамы отдают своих детей в детскую школу искусств ещё в дошкольном возрасте, поэтому дети, которые занимаются там (поют, танцуют, рисуют), наша опора, маленькие «профессионалы». Очень радует, что в последнее время у наших сельских ребятишек любого возраста появилась возможность участвовать в конкурсах, фестивалях самых различных направлений не только внутришкольного или районного уровня, но и областного, всероссийского. И, конечно, очень приятно, когда наши птенцы занимают достойные и даже призовые места.
Учить детей, быть для них всегда самым первым воспоминанием о школе и школьной золотой поре – труд, который по плечу далеко не каждому из нас. Мы увлечены своей работой, ежедневными делами, а в школе также ежедневно звенит звонок, и Валентина Яковлевна или другой учитель усаживает за парты наших шумных дочерей и сыновей, с которыми мы и сами-то не всегда можем сладить. И если уж поклон теперь лишь устаревающее выражение, то искреннее спасибо давайте не забудем говорить тем, кто вместе с нами растит наших детей.
Ирина САРВИНА.
Фото автора.