Слёзы радости родом из детства
Мне было шесть лет. К этому моменту братья, сёстры и родители научили меня чтению, счёту и письму. Ожидание… Я был в предвкушении: первое сентября, учёба, приятная атмосфера деревенской школы. Мне очень хотелось учиться – наверное, потому, что в детстве человек принимает и понимает всё как светлое, доброе, как идеал. Вряд ли существо, сидящее во мне сейчас, позволило бы так думать. Но я был другим.
И вот наступил День знаний. Мама вела меня в школу, но уже через пятнадцать минут мы той же дорогой возвращались домой. В первый класс пришёл один человек. Это был я.
Пришлось сидеть дома до следующей осени, но я сильно не переживал, а даже обрадовался – на следующий год со мною будут учиться мой товарищ (сосед по совместительству) и две сестры. В общем, будет весело.
Моей первой учительницей была Надежда Александровна Корнильева. У этого светлого, доброго человека учились все мои братья и сёстры. Когда ты только начинаешь развиваться как личность, важно встретить подобного человека, направляющего тебя в тот момент, когда ты сам ещё не решаешься выбрать свою тропу.
Как сейчас помню: ранним утром, за полчаса до занятий, когда в тусклом свете фонарей сыплются с неба холодные белые хлопья, тихо бреду в школу. На лице – радость: домашнее задание покорилось и, значит, впереди хороший день. Подхожу к школе – небольшой домик с горящими окнами тихо покуривает тлеющими в печи осиновыми поленьями. Открываю дверь – здравствуйте. Скидывать верхнюю одежду не спешу: лёгкий морозец довольно ясно чувствуется в атмосфере, слегка пропитанной дымом и чем-то до боли знакомым, сладким и съедобным. Сидеть ещё минут пятнадцать.Тогда время шло очень долго – даже сравнивать с ритмом жизни черепах с островов Галапагос здесь неуместно. Но неспеша подходили ребята – и учебный день начинался. Никакого напряжения, весьма продуктивная работа и забавная непринуждённость. И всё это при умелом подходе к обучению. А как же иначе? Не даром у моей первой учительницы в арсенале имеется образование психолога.
Я безмерно благодарен ей за светлые воспоминания, за то, что на моём пути встретился человек, закрепивший в наших горячих головах и сердцах понятия о добре, морали, коллективизме, эстетическом вкусе, вере. На уроках в дремлющей поутру деревенской школе, помимо премудростей арифметики и письма, преподавался предмет жизни. А это так важно.
Сейчас Надежда Александровна продолжает просветительскую деятельность в Чернаковской школе в качестве преподавателя биологии и географии. Она находит к каждому сердцу свой путь – в педагогике это именуется индивидуальным подходом. Там, где она, – конфликты – большая редкость, потому что это человек, обладающий даром созидания дружеской атмосферы в классных коллективах.
Пока мы помним о прошлом, оно живёт. Не забывайте мелочей, приятных, порой забавных. Я вот до сих пор помню, что на обеде частенько звонко хрустел рафинадом…
Были времена! Жаль, что тогда, восьмилетним мальчишкой, не мог ценить подобных моментов, что не спешил бережно и ревностно собирать их в своей памяти.
Сергей КВАСОВ Чернаковская школа.