Медиакарта
6:17 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

На пути к электронному правительству

На пути к электронному правительству
09:18 | 15 ноября 2011
Источник: Наша жизнь



«Для борьбы с коррупцией надо менять психологию российского общества»
В.В.Путин



Одной из целей административной реформы является разработка механизмов противодействия коррупции. Электронное правительство – своего рода инструмент в этом механизме.

В идеале, когда электронное правительство заработает так, как оно замысливалось изначально, любому человеку не надо будет ходить в какой бы то ни было орган государственной или муниципальной власти.

Достаточно будет через Интернет направить заявление о требуемом документе в компетентный орган и подождать результата. Государственный или муниципальный служащий, получив заявление, взаимодействует посредством электронной связи с другими госструктурами, получая от них необходимую информацию. В результате заявителю направляется требуемый документ либо отказ в его выдаче. Такова коротко основная суть электронного правительства, из которой становится ясно, почему же это самое электронное правительство – инструмент в механизме противодействия коррупции: всё потому, что оно исключит, по крайней мере, одно из условий появления коррупции – личное взаимодействие гражданина и чиновника.

Что же необходимо сделать, чтобы электронное правительство заработало? Кажется, что говорят об этом довольно давно, однако реально всё остаётся по-старому. Но это не совсем так. Шаги на пути к электронному правительству уже сделаны, и они довольно ощутимы.

К примеру, для того, чтобы заработал электронный документооборот между органами власти, необходимо, чтобы эти документы существовали в электронном виде. Вот почему органы исполнительной власти области и федеральные структуры давно были нацелены на создание электронной базы данных. Работа эта велась не один год. И как результат – прекрасная электронная база данных создана, например, в управлении социальной защиты населения , отделении Росреестра, отделе ЗАГС управления ЗАГС Тюменской области. В этих госструктурах имеются сведения в электронном виде, необходимые гражданам при их обращении за госуслугами, а значит, эти службы практически готовы к электронному межведомственному взаимодействию.

Что представляют собой электронные базы данных названных структур? В управлении соцзащиты – это электронные паспорта семей, составленные на основе актов обследования, проведенных участковыми соцработниками, а также сведения о гражданах, получающих льготы и пользующихся мерами социальной поддержки из областного и федерального бюджетов. В отделении Росреестра – электронные сведения об объектах недвижимости, земельных участках, на которых зарегистрированы права собственности. В отделе ЗАГС имеется полный электронный архив по трем типам записей актов гражданского состояния (рождение, брак, смерть) за 40 лет.

Необходимой составляющей электронного правительства является разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг. Административный регламент – это четкое пошаговое описание порядка предоставления той или иной услуги. Много копьев было сломано при разработке административных регламентов в администрации района. И тем не менее по большинству муниципальных услуг, а также по части госуслуг, полномочия по которым переданы муниципалитету, они разработаны и внедрены. Другое дело, что в связи с изменениями в законодательстве появляется необходимость внесения изменений в утвержденные регламенты. Но как бы там ни было, прозрачность, последовательнось и правомерность действий муниципальных служащих административные регламенты определили. И любой гражданин, обращающийся за государственной или муниципальной услугой может сверить действия чиновника с утверждённым порядком.

Кстати, это можно сделать уже сейчас, и это тоже шаги по пути к электронному правительству. Я имею в виду официальный сайт администрации Казанского муниципального района (http: www. kazanka. admtyumen.ru), где размещены административные регламенты предоставления муниципальных услуг, а также другая информация о деятельности администрации района и её структурных подразделений.

И еще один момент, пожалуй, самый важный и сложный. Чтобы электронное правительство заработало, необходимо, чтобы это было надо самим гражданам, чтобы они хотели и умели получить необходимую государственную или муниципальную услугу в электронном виде. Именно в целях повышения компьютерной грамотности населения и была разработана программа губернатора «Расширяя горизонты». С момента открытия обучающих классов (24 августа) проучилось 346 человек. Это значит, что число умеющих работать в Интернете растёт, а стало быть увеличивается количество людей, которые сумеют и обратиться за услугами электронно.

И всё же консервативность людей настораживает. К сожалению, многие не хотят понять, что компьютерная грамотность – диктуемая временем необходимость, без которой очень сложно будет жить уже в ближайшие годы.

Автор: Наталья ЯРКОВА