В верхнем ящике письменного стола нашей сегодняшней героини лежит, казалось бы, ничем неприметная тетрадь. Из года в год её страницы заполняются ровным и неторопливым почерком. Страница за страницей, глава за главой...
Если вам когда-нибудь посчастливиться взять в руки эту рукопись, перед вами предстанет удивительный мир воспоминаний и размышлений замечательного человека, заслуженного учителя Российской Федерации, обладателя Гранта президента Валентины Константиновны Калининой. В этих тетрадных строках отражены все вехи её интересного жизненного пути, все её стремления, победы и поражения.
Вся жизнь Валентины Константиновны неразрывно связана с нашим обществом. Любое её деяние было направлено на то, чтобы принести как можно больше пользы окружающим её людям.
-- Если выразиться деловым языком, моя жизнь всегда носила ярко выраженный социально ориентированный характер, -- делится с нами В. К. Калинина. -- Родилась я в небольшой деревушке Блиниха, которой уже давно нет на карте, хотя она долгое время существовала в «лице» одного единственного дома Тимофея Кожурова. Однако в годы моей юности домов там было предостаточно, жили мы дружно, и каждый чувствовал себя неотъемлемой частью большого коллектива. Целенаправленно воспитанием детей никто не занимался, воспитывало всех общество. Наверное, поэтому мне всегда больше нравились коллективные дела: посадка деревьев, уборка территории, работа на колхозном поле. Девиз того времени говорил сам за себя: «Прежде думай о Родине, а потом о себе». Сейчас многое изменилось, трудолюбие у детей в школах уже не формируется, они освобождены практически от всего. По моему мнению, это отрицательно сказывается на воспитании детей, ведь труд ещё никому не навредил. А вообще, должна быть золотая середина между личными и общественными интересами, нужно стараться избегать эгоцентризма, рубить его на корню. Мне кажется, во главу угла нашей сегодняшней системы воспитания необходимо поставить идею формирования человека в человеке. Чтобы помимо знаний ребёнок получал от взрослых как можно больше уроков нравственности, доброты и порядочности.
Когда-то давным-давно, прогуливаясь по ржаному полю с переливающимися под лучами солнечного света голубыми васильками, Валентина Константиновна мечтала стать агрономом, посвятить свою жизнь этим красивейшим, бескрайним нивам. Однако судьба распорядилась совсем по иному. В совсем юном возрасте правление колхоза возложило на неё обязанности няни в детских яслях родной деревни. Можно сказать, что с этого и началось знакомство Валентины Константиновны с педагогической деятельностью. Ей приходилось выдумывать различные детские игры, составлять сценарии, чтобы детям не было скучно. Спустя несколько лет, после окончания Викуловской школы она поступила в Тюменский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет.
-- Несмотря на то, что у меня никогда не возникало желания быть в центре внимания, я с самого детства почему-то находилась в самой гуще событий, -- вспоминает В. К. Калинина. – В своей маленькой школе я была председателем совета отряда, затем, перейдя в семилетнюю Балаганскую школу, стала председателем совета дружины. В восьмом классе я переехала в Викулово, где так же активно участвовала в общественной жизни и стала замом председателя учкома школы. В студенческие годы была членом профкома и комитета комсомола института. Жизнь у меня была в этом плане очень насыщенная и интересная.
Свою трудовую деятельность Валентина Константиновна начала в Викуловской школе сразу после окончания института в 1970 году. Так получилось, что через шесть лет она покинула наше село, продолжая работать учителем истории на Волге и Кубани. Разлука с малой Родиной продлилась пять лет, в Викуловскую школу Валентина Константиновна вернулась в 1981 году, а ровно через год её уже назначили директором. С 1982 по 2002 год, она занимала эту ответственную должность, вместе со школой пройдя через все испытания, которые приготовило для нашей страны то непростое время. В истории школы она единственный директор с таким стажем. Именно в 80-е годы Валентина Константиновна впервые оказалась в статусе депутата. Во времена «перестройки» её трижды избирали в районные и сельские советы. Лидеры районной партийной организации хотели переманить талантливого и образованного педагога к себе в комитет партии, но Валентина Константиновна наотрез отказалась, произнеся ставшее впоследствии крылатым её выражение: «Хоть со шваброй, но в школе!».
-- Я очень поздно вступила в партию, -- продолжает В. К. Калинина, – несмотря на то, что коммунистические идеалы мне всегда были очень близки, я на них воспитывалась. Здесь дело в том, что со временем я начала замечать определённые противоречия между словами генеральных секретарей партии и тем, что они делали. В стране, если выразиться историческим языком, процветала геронтократия, со свойственной ей невнятностью и неуверенностью. Меня часто спрашивали насчёт моей беспартийности: «Ты же историк, как ты можешь быть не в партии?». Как будто без партийного билета невозможно заниматься историей. По моему убеждению, история и политика далеко не тождественные понятия. Ведь совсем не секрет, что многие политические деятели, в том числе и российские, раз за разом переписывали историю страны ради своих политических амбиций, представляя её в выгодном для себя свете. Поэтому, мне кажется очевидным, что такой важный институт общественной жизни, как школа, должен быть вне политики. На мой взгляд, главная функция школы – это воспитание в детях общечеловеческих ценностей, а не формирование какой-то определённой системы взглядов.
С развалом Советского Союза на плечи Валентины Константиновны легла тяжёлая ответственность за благополучие родной школы в переходный для нашей родины период. С этой ответственностью ей удалось справиться. В 21 век Викуловская школа №1 вступила уверенно, её выпускники продолжали радовать учителей и родителей своими успехами, удачные выступления на областных олимпиадах стали привычным делом. Из стен школы один за другим выходили талантливые и хорошо подготовленные к жизни ребята.
Спустя 20 лет Валентина Константиновна вновь оказалась в центре общественной жизни. Времена изменились, Советы заменила Дума, но без таких людей, как она, сложно представить наш район. Вначале 2000-х годов Валентину Константиновну дважды избирали депутатом районной Думы. Благодаря её усилиям, в Викуловской школе №1 появился музей, в котором теперь можно найти информацию о всех выпускниках школы, о её педагогическом составе за любой учебный год. Ежегодно музей посещают сотни выпускников школы. Люди, окончившие школу двадцать, тридцать или сорок лет назад, приезжая в родное село, первым делом стараются попасть в этот музей, прикоснуться к своей счастливой юности, вспомнить друзей и любимых учителей.
-- Официальный статус наш музей получил в 2002 году, -- рассказывает В. К. Калинина. -- Необходимость в музее, что называется, созрела достаточно давно. Огромная заслуга в этом Т.А. Клочковой и А. А. Герасёвой, которые год за годом, крупица за крупицей собирали интересные материалы из жизни нашей школы. Нам оставалось только всё систематизировать и в буквальном смысле слова разложить по полочкам.
За плечами нашей героини более 40 лет педагогического стажа, но на этом она не останавливается, продолжая вести занятия в школе. Уроки Валентины Константиновны всегда увлекательны и интересны, автор этих строк, будучи учеником, сам сидел за школьной партой и внимательно слушал каждое её слово. Он, как и многие другие, обязан ей, за ту любовь, которую она привила к нашей Родине и к истории нашей страны. Валентина Константиновна, огромное спасибо вам!
На снимке: В. К. Калинина
Фото: Т. СУХОВОЙ