Кто-то выбирает свою профессию раз и навсегда, а кто-то методом проб и ошибок. Так получилось и у Людмилы Павловны Панкиной. Мама ее, Валентина Веденеевна Семухина, работник общепита, советовала своей единственной дочери поступать после школы в кооперативный техникум. Будешь, мол, работать в торговле – будешь сытой, одетой безо всяких очередей. А тогда в этих бесконечных очередях стояли абсолютно за всем, начиная с хлеба и молока и кончая колготками. Что еще склоняло к такому выбору – это легкость экзаменов. Принимали их в то время с выездом на место. В Вагае этот прием проходил непосредственно в кабинете заведующий столовой райпотребсоюза, то есть прямо у мамы Вали. Кто бы стал тут к ней, директорской дочке, придираться. Одно слово – и ты студентка. Но ведь не послушала этих выгодных вразумлений, не пошла по той лёгкой тропке: не прельщала ее торговля.
Поехала поступать в Тобольский пединститут. И поступила. На физико-математический факультет. Да после первой же сессии, завалив сопромат, что не сдали тогда многие из их группы, поняла – точные науки не по ней. Да и педагогика потеряла как-то заманчивость. Шла с поникшей головой с экзамена, а навстречу знакомая, молодая преподавательница культпросветучилища К.А. Дурманова, что не так давно переехала из Вагая. Спросила,почему, мол, такая грустная? И, услышав ответ, предложила: «А знаешь что, приходи-ка в наше училище. Ты танцуешь, поёшь. В сценках так хорошо играешь. Всё как раз по твоим талантам». Люду Семухину она знала по художественной самодеятельности в Вагае и дала ей дельный совет. И она к тому совету прислушалась.
Как понравилось ей в этом мире искусств. Помнит первое впечатление, когда просто прошла по учебным аудиториям вместе с Клавдией Алексеевной, посмотрела, как занимаются оркестранты, танцоры, театральники (шёл как раз урок фехтования), библиотекари. Но когда сама приступила к учебе, – ее взяли на хореографическое отделение, сколько слёз пролила, сколько раз хотела всё бросить, ведь пришлось догонять свой курс абсолютно по всем предметам, в том числе и по танцам. Это было такой нагрузкой. Ноги страшно болели. И хозяйка квартиры, от души жалея девчонку, помогала по мере сил, натирала ей ноги каким-то домашним снадобьем – «от суставов и вен» и закутывала старым пуховым платком. Лишь тогда ломота стихала, позволяла уснуть.
Так достался ей первый курс.
К выпускным же экзаменам Люда, тогда еще Семухина, шла уже вровень с группой, не боясь, что с чем-то не справится. А музграмоту, например, в шутку частенько сравнивали с же вузовским сопроматом, в том плане, что тоже немало ума требует и определенных способностей.
Фортепьяно, на котором начала играть в КПУ, заняло потом довольно прочное место в ее квартире. Сначала в маленьком военном городке на Дальнем Востоке, в Амурской области, куда попала с мужем-контрактником. Затем в родном селе Вагай, куда вернулись с семьей в 1985 году.
Играли на нем обе дочери, Ира и Света, которые параллельно с общеобразовательной школой занимались и в музыкальной. Инструмент и сейчас стоит, хотя дочери выросли. Да и внучки уже взрослые: старшая постигает науки в вузе, младшая - в средней школе. Садится иногда за пианино кто-нибудь из гостей-меломанов. Людмила Павловна – человек общительный, и в ее гостепримном доме кто только не бывает! Своя районная братия, областные коллеги, журналисты-областники…
А вот работать досталось ей не только в культуре. На Дальнем Востоке пришлось пойти на воинскую службу вольнонаемной – начальником административно-хозяйственной части дивизии, поскольку работы по профилю не было.
Но и там связь с культурой не теряла. Училась на заочном отделении в Челябинском институте культуры, и успешно его окончила.
По возвращении же в Вагай была принята методистом в РДК, а вскоре назначена его директором.
Затем по предложению райкома партии попробовала себя в журналистском деле, на должности редактора радиовещания, отслужив там, как говорится, верой и правдой, целую пятилетку. Хотя справлялась прекрасно, но тянуло ее в свою стихию. И 1990-м году – на выборной основе – вернулась всё же в культуру, которую и возглавляла в районном масштабе до 2010 года. А ныне возглавляет районный Центр досуга.
Про нее говорят: это женщина-праздник. И мы видим ее на сцене улыбающейся и цветущей. Но ведь за каждым праздником есть будни. А они у работников культуры очень даже нелегкие. Чтоб любой фестиваль, любой конкурс, любой концерт получился ярким и праздничным, сколько надо труда и нервов, репетиций, творческих поисков. Не обходится и без конфликтов. Но в родном коллективе знают: даже если Людмила Павловна пошумит-покричит, - это все словно летний дождик, тут же все и забудется. Она требовательна к другим, но не менее требовательна к себе. Если что-то не сделано, никогда не оставит, доведет до конца, не считаясь со временем.
Вера Александровна Шпет, нынешний редактор районного радио, а до этого директор РДК, работавшая немало лет под началом Л.П. Панкиной, любит вспоминать, как колесили они со своей начальницей на старом УАЗике по району, проверяя работу клубов, проводя там отчеты, как во время уборочной выезжали агитбригадой прямо в поле к комбайнам, как на смотры «катались» то в Тюмень, на региональные, то в г. Киров, на республиканские.
Как крутились в годы безденежья. Чтобы к тому или иному спектаклю раздобыть костюмы, ездили с поклоном в Тобольский драмтеатр. Брали их напрокат по бартеру, за сливочное масло, за муку, которые в родном Вагае доставали через своих друзей.
Кстати, на смотре агитбригад в г. Кирове наша районная агитбригада «ВХАТ» (Вагайский художественный агиттеатр) дважды подряд занимала призовые места. Перетряхивали все бабушкины сундуки, отбирая для сцены что-то нужное, - вот так делались те спектакли. А из зала это смотрелось необычно, ярко, заманчиво. И встречалось на «бис».
Районный дом культуры был и остается Центром досуга. Какие бы мероприятия ни проходили в районе, его коллектив всегда в гуще. Ну, а значит и сам директор.
Труд Л.П. Панкиной неоднократно отмечался различными наградами, главные из которых Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации и нагрудный знак «За высокие достижения в развитии культуры». Но, как и для каждого человека, самое важое для нее – людская признательность. «То, что мне помогает, - признается Людмила Павловна, - ощущать себя нужной обществу, коллективу и зрителям».
Пожелаем же ей и дальнейших удач в работе.
Любовь БАКАНИНА