Медиакарта
16:33 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

В театре сыграли роковую любовь

В театре сыграли роковую любовь
23:59 | 21 ноября 2011

«Страшную историю любви» в выходные разыграли на сцене драматического театра.

Премьеру спектакля «Леди Макбет Мценского уезда», поставленного по повести Николая Лескова, тюменские зрители ждали с особым нетерпением. Во-первых, всех интересовала работа режиссера Владимира Чернядева (США), который был нам до сих пор не знаком. Во-вторых, актерский состав оказался по-настоящему ярким. Александр Тихонов (очень удачное приобретение для тюменского театра) в роли Сергея. Ольга Игонина вполне может сыграть Катерину Измайлову на самом пределе страстей.

Прибавьте к этому Владимира Орла (муж Катерины), Сергея Кутьмина (паромщик), Вениамина Панова (свекор Катерины), и вы поймете, почему публика накануне премьеры атаковала театральную кассу.

ЛЕСКОВА ЧИТАЛИ?

Это тот случай, когда пересказывать сюжет имеет смысл. В холле театра на второй день премьеры я услышала разговор двух дам почтенного возраста, которые, разглядывая программку, удивлялись сюжету постановки. Они-то, услышав имя Катерина, решили, что спектакль - по пьесе Островского «Гроза».

Так вот, «Леди Макбет Мценского уезда» - это Лесков, и это про другое. История Катерины Измайловой, главной героини, хоть и банальна, но настолько трагична, что, читая очерк Лескова, невозможно остаться равнодушным.

Катерина Львовна - «по наружности женщина очень приятная», живет в зажиточном доме купца Измайлова со свекром Борисом Тимофеевичем и немолодым мужем Зиновием Борисовичем. Детей у нее нет, и «при всем довольстве» жизнь ее «за неласковым мужем» самая скучная.

Однажды муж Катерины Львовны уезжает по делам, а во дворе собственного дома героиня обнаруживает молодого человека Сергея - оказывается, он уже месяц служит у Измайловых, да только она его раньше не замечала.

Между женщиной и молодым работником вспыхивает страсть. Сначала об этом догадывается свекор (видел, как из окна Катерины Сергей в своей красной рубахе спускался рано утром). Грозит, что все расскажет мужу, а Сергея отправит в острог. Катерина травит свекра крысиным ядом.

Затем - новая беда: Сергей становится сух с Катериной Львовной, ревнует ее к мужу и говорит о своем ничтожном состоянии, признаваясь, что хотел бы на ней жениться. В ответ Катерина Львовна обещает сделать его купцом. Возвращается домой Зиновий Борисович и обвиняет Катерину Львовну в измене, а та смело целует любовника при муже, после чего влюбленная пара убивает Зиновия Борисовича, а труп хоронит в погребе.

На этом череда убийств не заканчивается. Новая жертва - юный племянник умершего мужа - Федор, деньги которого были у покойного купца в обороте. Чтобы все деньги остались у вдовы, Сергей и Катерина душат юношу подушкой.

Скрыть убийства не получается, преступников хватают, и они признаются в содеянном. Их ждут наказание плетьми и каторга. Но и по дороге на каторгу, и по прибытии страшная история роковой любви Катерины к Сергею не завершается. Она небезосновательно ревнует его к женщинам-заключенным, и в итоге, когда партию арестантов переправляют на пароме через реку, прыгает за борт и тонет...

СТАВКА НА РЕЖИССЕРА?

Не новость, что по-настоящему зрелищными, глубокими, хорошими постановками афишу тюменского театра драмы обогащают режиссеры приглашенные. Как-то так повелось.

Поэтому, когда стало известно, что в Тюмень из Нью-Йорка приезжает режиссер Владимир Чернядев, все стали ждать от него и от актеров шедевра. Тем более что очерк Лескова режиссер предложил сам, а про Чернядева говорят, что у него нет любимых авторов, есть материал, в котором он заинтересован здесь и сейчас.

Плюс - Чернядев театрал до мозга костей: рос в театральной семье, учился у Георгия Товстоногова в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии, много работает в США, в частности ставит спектакли на Бродвее. Актеров режиссер выбирал после просмотра двух спектаклей - «Олеся» и «Мольер». И, как только начались репетиции, заявил, что в выборе не ошибся.

Ну, и ко всему прочему, в этом году мы празднуем 180-летие со дня рождения Николая Лескова - одно к одному, все сходится, спектакль должен получиться таким, чтобы на него хотелось пойти, как минимум, раза два.

... Премьера показала, что мы получили добротный спектакль.

Режиссер, как показалось, решил во многом положиться на самого Лескова, то есть максимально приблизил постановку к тексту первоисточника. Даже больше. Некоторые места публике буквально разжевали и положили в рот: лирические сцены пущены под звуки деревенской балалайки, трагические сцены убийств озарены кроваво-красными софитами, а после того, как Катерина Львовна в финале прыгнет с парома, над сценой появится лик Христа.

А вот в актерах режиссер, действительно, не ошибся. Сколько бы блогеры ни писали о том, что Александр Тихонов в роли Сергея как-то не смотрится -не соглашусь. Жесткий, расчетливый - да. Но при этом не лишенный харизмы. Катерину понимаешь, потому что такой Сергей вполне может стать роковым возлюбленным, из-за которого и на каторгу, и на убийство пойдешь.

Хороша Ольга Игонина. Миловидная купчиха, действительно тоскующая, со страстью ждущая, что в ее размеренной жизни хоть что-то изменится. А когда меняется вот так - к неизбежной гибели - черствеет и смиряется.

Абсолютно на своих местах и артисты, исполняющие второстепенные роли. Особенно хороши Евгений Киселев в роли Петра слуги, Вениамин Панов в роли свекра Катерины, молодая и очень живая актриса Евгения Казакова в роли юной каторжанки Сонетки.

А вообще, спектакль «Леди Макбет Мценского уезда» можно использовать в качестве школьного урока литературы: смотреть дети любят больше, чем читать.

МНЕНИЯ ИЗ ИНТЕРНЕТ-БЛОГОВ

Пресса, мне думается, в этот раз читателей обилием рецензий не порадует: почти никого из журналистов на спектакле не было. Говорят, что их не пригласили. Зато зрители в своих блогах уже кое-что написали.

«От Тюмени до Нью-Йорка лететь в общей сложности 14 часов. Главный вопрос, который волнует меня в отношении премьеры драмтеатра «Леди Макбет Мценского уезда» - зачем было везти режиссера из такой дали, чего от него ждали? Современного театра, нью-йоркского свободомыслия, свежего подхода к классике? Может, гениальной работы с актерами? Или достаточно было просто красивой надписи в афише: «Владимир Чернядев, Нью-Йорк»?

«Пошла на Тихонова. Не разочаровал, хотя в «Методе Гренхольма» показался более органичным. Ну, может, спектакль еще обыграют-обкатают, и получится хорошо?»

Автор: Оксана Чечета