О проблемах в жилищно-коммунальном хозяйстве, как обо всем вечном, можно говорить бесконечно. Есть ли такой человек в нашей стране, у которого в подъезде не выворачивали лампочку? Или несколько дней подряд не работал лифт? Или в начале отопительного сезона были ледяные батареи?
Со следующего года все россияне должны перейти на новую форму взаимоотношений с поставщиками ресурсов. Предполагается, что каждый будет знать, сколько он потребил, платит он за себя или за соседа. Однако людей пугает бюрократия при установке этих счетчиков. Факты говорят о том, что много недоделок, брака, трудностей при сдаче приборов учета с передачей данных и т.д. Становится очевидно: государство не может или не хочет выстроить работающие разумные правила бизнеса ЖКХ.
По статистике, около 90% населения проживает в многоквартирных домах под управлением Управляющих компаний, однако справиться с этими управляющими компаниями людям не удается.
Бизнес ведут грубо, начальников никогда нет на месте, людям не дают ответы по существу и т.д. Даже договор на управление – тайна за семью печатями, не говоря о средствах накоплений на ремонты, которых почему-то никогда нет.
Согласно законодательству, в обязанности управляющих компаний входят обслуживание текущего содержания многоквартирных домов и их ремонт. По идее, они должны осуществлять расчёты за коммунальные услуги, ничего не требуя взамен. На практике часто выходит иначе. Управляющие компании, пользуясь доверчивостью граждан, не только нарушают правила подсчёта площади дома и площадей отдельных жилых помещений. Они завышают расчёты платы за капитальный ремонт, не проводят требуемый по закону периодический перерасчёт платы за коммунальные услуги и продолжают начислять платы за услуги даже тогда, когда они отсутствуют или предоставляются некачественно.
Между тем, соответственно законодательству, высшим органом управления в многоквартирном доме являются собственники. Но совместная деятельность этих людей затруднена по разным причинам – климатическим, менталитета, разобщённости, отсутствия помещений для сбора и т.д. В теории люди могут изгнать управляющую компанию и избирать новую, но на практике это, зачастую, невозможно.
Согласно постановлению правительства, управляющие многоквартирными домами, обязаны публиковать в интернете или СМИ информацию о перечне и стоимости услуг, предоставляемых жителям, а также о ценах, по которым услуги приобретены у ресурсоснабжающих организаций, однако этого не происходит.
Для облегчения участи граждан, страдающих в сырых, неотапливаемых, а то и вовсе аварийных помещениях, был создан в 2007 году федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ. После 2012 года должны заработать региональные фонды ЖКХ, т.е. проблемы капремонта перейдут на плечи субъекта, у которого на это не будет денег.
Меры по приведению людей в их светлое и тёплое будущее принимаются властями практически ежегодно. Так на прошедшем съезде «Единой России» премьер-министр Владимир Путин заявил о намерении ввести в стране социальную норму потребления коммунальных услуг, в пределах которой цены на услуги ЖКХ не будут расти выше инфляции, но этого нет. Как видим, тарифы исправно растут на 15%, если не больше, для многих семей этот почти трагедия.
Правительство, федеральная власть, должны защитить людей от установления бесконтрольных тарифов со стороны местных органов власти и управляющих компаний, тогда, возможно, платежи населения снизятся. Если же речь идет о праве на увеличение тарифов после установленных правительством планок, то тарифы только возрастут. Этого допустить нельзя.
Для того, чтобы дом стал крепостью, как минимум нужно иметь счетчики и платежи осуществлять по показаниям. Следить самому за всем: температура воздуха в квартире должна быть не ниже 18 градусов, в противном случае жилец имеет право платить за квартиру меньше, чем показывает его счетчик. Кстати, перерасчёту подлежит также и плата за горячую воду, если она опускается ниже положенных 50 градусов.
Кроме того, в соответствии с законодательством, допускается перерыв в подаче воды в 8 часов суммарно в течение 1 месяца или 4 часа единовременно. При аварии на снабжающей магистрали – 24 часа. Горячее водоснабжение также предполагает профилактическое отключение 1 раз в год. С нашими коммунальными организациями ухо надо держать востро, хранить все документы и свидетельства о платежах, а также постоянно напоминать о своих правах, чаще обращаться в прокуратуру.
Впрочем, эти проблемы не кончатся никогда, если ЖКХ не станет конкурентным бизнесом. Бизнес монополистов только разлагает экономическую жизнь.
Владимир Пискайкин, кандидат в депутаты Тюменской Областной Думы пятого созыва
Публикация оплачена из избирательного фонда Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия» в Тюменской области