Много лет в Ялуторовском аграрном колледже трудилась преподавателем иностранных языков Вера Яковлевна Малицкая. Интеллигентная, скромная и обаятельная женщина учила ребят немецкому языку.
Вера Яковлевна – участница Великой Отечественной войны. Но, рассказывая о своих фронтовых буднях, всегда была немногословной. И на то имелись свои причины: служила В. Я. Малицкая в контрразведке, в отряде СМЕРШ. А у разведчиков, как говорится, рот на замке на долгие-долгие годы.
Жизнь Веры Яковлевны, как и у всей страны, поделена на «до войны» и «после». До войны В. Я. Малицкая едва успела окончить школу, поступить в вуз и через несколько месяцев учёбы, в декабре 1941 года, уйти на завод. Ещё в школе Вера прошла хорошую подготовку, сдала все нормы ГТО (готов к труду и обороне), ГСО (готов к санитарной обороне), ПВО (противовоздушной обороне), хорошо стреляла, имела значок «Ворошиловский стрелок». Довольно сносно владела немецким. Комсомолку с таким «послужным» списком приметили сотрудники особого отдела НКВД и направили на курсы в Омск. Затем последовала спецподготовка в Москве, где с новобранцами занимались люди с высокими званиями, в том числе один из заместителей Л. П. Берии.
Те, кто читал роман В. Богомолова «Момент истины» или видел фильм «В августе сорок четвёртого», могут представить, чем приходилось заниматься Вере Яковлевне на фронте, точнее, в прифронтовой полосе.
Боевое крещение В. Я. Малицкая получила в августе сорок второго, когда, прибыв в действующую часть под Бологое, угодила под бомбёжку. Немцы тогда так часто и достаточно прицельно бомбили позиции наших войск, тылы, штаб Северо-Западного фронта, что и неискушённый человек мог сказать: их кто-то наводит. Вот этот вражеский лазутчик и стал первым «боевым трофеем» группы В. Я. Малицкой – девушки определили место, откуда взлетали подозрительные сигнальные ракеты, выследили и человека, стрелявшего из ракетницы, задержали шпиона.
Фронт неуклонно перемещался на запад, следом и штаб. А работы у контрразведчиков не уменьшалось. Нередко переодевались девушки в гражданское платье – никто и подумать не мог, что молоденькие девчонки выслеживают диверсантов и шпионов. А в паре с Верой Яковлевной часто находилась Маша Карякина, с которой они подружились в первые дни пребывания на фронте. Как рассказывает сама Вера Яковлевна, приходилось работать и с военными, и гражданскими лицами, участвовать в розыске и ликвидации вражеских агентов.
Где-то уже в Молдавии, на вокзале в Тирасполе, случайно повстречала Вера Яковлевна бравого капитана Виктора Малицкого, с которым познакомилась ещё до войны в Омске. Как выяснилось, оба воевали почти рядом. Тогда, в Тирасполе, они расстались. День Победы Вера встретила под Винницей, Виктор - в Бухаресте. Уже после окончания войны, в конце сорок пятого, они поженились. Вместе прожили долгие и счастливые годы, вырастили троих сыновей, которые все как один выбрали для себя военную профессию. Кстати, в последние месяцы войны и подружка Маша встретила свою любовь - пехотинца Виктора Астафьева, свадьбу тоже сыграли после Победы. Именно Виктор Астафьев, ставший известным писателем, напишет, что «всю правду о войне знает только Бог».
Великая Отечественная отодвинулась от нас уже на 65 лет, но память её участников цепко хранит события той поры. Убеждаюсь в этом при личной встрече с Верой Яковлевной, как и в том, что жив в ней ещё контрразведчик – по-прежнему немногословна наша героиня.
Анатолий МЯСНИКОВ
На снимке: В. Я. Малицкая