Дневные стационары возникли в сельских больницах в середине 90-х годов, когда началась реформа здравоохранения, повлекшая за собой кардинальные перемены в данной отрасли. На местном уровне вся эта «оптимизация» вылилась в то, что стали ликвидироваться многие участковые больницы. В нашем районе были закрыты Ушаковская, Первомайская, Курьинская больницы, на их базе остались лишь ФАПы. Черноковская участковая называется ныне сестринским отделением. Дубровинская, носившая раньше статус 2-й районной, понижена до ранга участковой.
Главное же лечебно-профилактическое учреждение района именуется ныне так: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Тюменской области «Областная больница №9» (с. Вагай).
Но пациентам, по большому счету, всё равно, как называются эти учреждения, лишь бы там их лечили и спасали им жизнь.
В Государственной Думе, как информируют нас центральные СМИ, ведется большая работа над очередной реформой здравоохранения. С переходным периодом до 2013 года. Вот тогда, обещают людям, решатся многие проблемы, такие, как финансирование, которое будет осуществляться по государственному заданию, через систему ОМС, и медпомощь станет доступной даже для самых отдаленных деревенек.
А пока у нас это ещё очень-очень проблемно. Так что не от хорошей жизни придуманы дневные стационары. И давайте посмотрим, как они выручают нас. На примере вагайского.
- На дневной стационар, - как объясняет заместитель главного врача по оргметодработе Е.А. Кузнецова, - направляются пациенты с умеренно выраженным нарушением здоровья. И здесь есть возможность лечение совмещать с физиопроцедурами. А также проходить клинико-лабораторные обследования.
Режим работы дневного стационара с 8 утра до 3 часов дня. Без перерыва на обед. И без выходных.
Работают здесь по очереди две опытных медсестры – О.П. Лупей и Н.Я. Тарасова. Одна до прихода сюда более 30 лет трудилась в терапии, другая без малого четыре десятка лет – в хирургии.
В день здесь проходит иногда по 30-35 больных и даже до 40. В основном – это вагайцы и жители окрестных деревень, расположенных неподалеку от райцентра поселений – Касьяновского, Зареченского, Птицкого, Куларовского, а также более отдаленных.
Регулярное автобусное движение дает нынче возможность съездить в райцентр за день. Так, например, ответили на мой блиц-опрос жительница с. Птицкое В.М. Вафина и жительница Заречного Н.А. Никитина. Добрые отзывы о лечении на дневном стационаре высказали такие вагайские пациентки: Ф.С. Марганова, Г.В. Анохина, А.С. Короботова, М.А. Плесовских. И жительница Дубровного Г.С. Шиловских, которая прошла три сеанса лазерного лечения в физиокабинете (в Дубровном подобных процедур нет). И представители мужской «половины» А.М. Бабиков и Г.А. Плесовских.
Женщины, как правило, обращают внимание не только на то, как здесь лечат, но и на условия, в которых лечат. После недавнего ремонта помещение дневного стационара просто преобразилось. Светлые стены, новый линолеум, незамерзающие стекла пластиковых рам, удобные кровати с новым постельным бельем, комнатные цветы – всё это настраивает больного человека, как говорят, на позитив.
Немаловажно и то, что обе медсестры – люди в районе известные. Редко кто из больных их не знает или не видел раньше. И редко кого не знают они. «Ты заходишь, с тобой здороваются, называют по имени-отчеству, - говорит Флёра Сафаровна Марганова, - и это очень приятно».
Попутно с благодарностью медсестрам все респонденты выражают свою признательность и их лечащим докторам – В.И. Семионичеву, В.А. Баклановой, Г.Н. Назаровой, С.С. Ефимовой и зав. отделением А.И. Копниной.
Но есть, так сказать, и критические реплики. Ничего не имея против стационарно-замещающих технологий, жители отдаленных сел высказывают недовольство тем, почему, мол, нельзя «прокапаться» непосредственно на ФАПе, как это было раньше. Что за новый запрет придумали?
- Вот, допустим, нам, из Бегишево, - сетует ветеран труда А.С. Доронина, – попадать в райцентр неудобно: серьезное препятствие – река. По весне и по осени приходится ехать кружным путем, через Тобольск. И если проходишь лечение на дневном стационаре, надо останавливаться у кого-то из родных или знакомых, невольно доставляя людям неудобства.
- Увы, подобный приказ спущен сверху, - объясняет Е.А. Кузнецова, - и вариативности тут быть не может. Поскольку данный вид медицинской помощи должен оказываться только под контролем врача-специалиста с высшим образованием.
И такой нюанс интересный.
Если раньше люди жаловались на то, что приходится, лёжа в больнице, покупать лекарства самим, то теперь насчет этого никто недовольств не высказывает. На дневном стационаре бесплатны только расходные материалы, системы, шприцы, инфузивные средства. Причем из расчета на пять дней. А если процедуры рассчитаны на более продолжительное время, всё это уже надо покупать за собственные денежки.
Но здоровье – всего дороже. И чтоб твой бюджет не трещал от покупок лекарств, говорят нам врачи, берегите своё здоровье. Особенно молодежь. Ведь на этом же дневном стационаре сколько людей «откапывают» от алкогольной интоксикации, от последствий всяких «колес», что глотают любители острых ощущений, от других всевозможных «шлаков», попадающих в организм по причине нашей «всеядности».
Больница, и в частности дневной стационар, не отказывают в необходимой помощи никому. Но одно дело лечить стариков, жизненный ресурс которых биологически иссекает, травмированных, раненых, случайно отравившихся, другое дело – молодых людей и подростков, которые по собственной глупости зарабатывают болезни.
Так что совершенно не лишний наказ обеспокоенных медиков, через руки которых идет этот неиссякаемый поток больных: «Хочешь быть здоровым – живи здорово!»
Любовь БАКАНИНА