Туртасская школа:
история и достижения
Главное -
поиск и созидание
Из воспоминаний
Нины Ивановны Согриной:
Я родилась в 1949 году в небольшой деревушке Тобольского района. В 1957 году семья переехала в рабочий посёлок Нагорный. Здесь в Карачинской школе я окончила 8 классов. Всегда мечтала стать учителем и мечту свою осуществила, окончив в 1968 году Тобольское педагогическое училище. Тогда же началась моя трудовая деятельность в начальной школе родного посёлка.
Через три года вышла замуж. Семейное гнёздышко решили свить в молодом тогда ещё посёлке Туртас Уватского района. Родила здесь двоих сыновей, оба получили высшее образование. С 1972 по 2007 годы трудилась в Туртасской средней школе: сначала меня пригласили преподавать русский язык и литературу, потом математику в средних классах (предметники находились в декретном отпуске), вела музыку, изобразительное искусство, биологию…
А затем появилось место в начальных классах, и я занялась своим любимым делом. Мне всегда очень нравилось работать с маленькими детьми, смотреть в их доверчивые глаза, «лепить» из них будущее нашей страны.
На протяжении всех лет работала без второгодников (за исключением одного выпуска). Всегда стремилась сформировать дружный классный коллектив, чтобы дети были воспитанными, активными, любознательными. И очень приятно было слышать добрые слова от учителей старших классов, что мои дети успешно обучаются дальше.
Вместе с основной деятельностью осуществляла и общественную работу. На протяжении нескольких лет являлась секретарем комсомольской организации, избиралась председателем профсоюзного комитета.
За трудовые годы я много училась - прошла самые разнообразные курсы повышения квалификации. В 1995 году была назначена заместителем директора по учебно-воспитательной работе в 1-4 классах. Должность эту занимала до окончания трудовой деятельности.
Основным направлением деятельности я выбрала создание в начальной школе созидательной педагогической среды на основе принципа управления успехом. Это означает поиск достижений в работе учителя, использование и развитие его достоинств, создание согласованной системы педагогической поддержки учителя, позволяющей наращивать опыт, желание трудиться и достигать результатов. Все эти усилия прилагались мной для того, чтобы учителя по-настоящему полюбили свою школу, её традиции, сам школьный дом, детей и их родителей.
Успешно проходила аттестацию как учитель. По результатам аттестации как заместителю директора по УВР мне была присвоена высшая квалификационная категория. Сейчас я ветеран труда, награждена различными почетными грамотами, Почётной грамотой Министерства просвещения, знаком «Отличник народного просвещения».
Сегодня состав педагогического коллектива МОУ «Туртасская СОШ» насчитывает 54 опытных и знающих профессионала. Двое из них имеют звание «Заслуженный учитель РФ» (Татьяна Ивановна Кухаренко и Хачат Мухаметрахимович Рахимов), три педагога являются отличниками просвещения РФ, семеро имеют нагрудный знак «Почетный работник общего образования», еще столько же награждены грамотами Министерства образования.
За период реализации приоритетного национального проекта «Образование» трое учителей стали победителями проекта «Лучшие учителя России»: Татьяна Ивановна Кухаренко (2006 год, учитель истории), Ольга Ивановна Мельцева (2006 год, учитель физики), Ирина Фёдоровна Захарова (2008 год, учитель физики).
С 1997 года в школе началась постепенная организация профильного обучения. Вначале были выделены физико-математический и гуманитарный профили, через год - химико-биологический,
в 2003 году появился индустриально-технологический профиль, в 2004-м - социально-гуманитарный, а два года назад еще и информационно-математический.
Двенадцать лет назад в Туртасской школе начали проводить специальные занятия по довузовской подготовке учащихся. С 1998 по 2004 год такие консультации по математике и физике проходили в рамках сотрудничества с Тюменским государственным нефтегазовым университетом, а с 2004 года велись уже педагогами школы: Х.М. Рахимовым, И.В.Усовской, О.И. Мельцевой, И.Ф. Захаровой, А.Г. Крутиковой, Н.Н. Близнец.
Школа сильна личностями
Из рассказа Насимы Рахимовны Рахимовой:
Хачат Мухаметрахимович Рахимов учился в школе № 15 г. Тобольска, где получил азы точных наук. Там он твёрдо понял, что именно школа должна давать молодёжи основы знаний, делать из них образованных людей. Там же и пришло решение обязательно стать учителем математики.
В 1966 году, по окончании школы, поступил на физико-математический факультет Тобольского государственного пединститута им. Д. И. Менделеева. Через четыре года, успешно его закончив и отслужив год в рядах Вооружённых сил, вернулся в свой родной Уватский район. Год проработал в Першинской средней школе, а в 1972 году его пригласили в только что открывшуюся Туртасскую среднюю школу учителем математики. Вскоре Хачат Мухаметрахимович возглавил профсоюзный комитет, а через год был назначен завучем.
Его всегда отличали высокая требовательность, пунктуальность, надёжность во всём, принципиальность, заинтересованность в результатах своего труда.
С августа 1977 года Хачат Мухаметрахимович становится директором школы. Ещё в те годы он начал работать над созданием кабинетной системы обучения, приложил много сил и труда, чтобы оборудовать школу, которая располагалась тогда в шести приспособленных зданиях, где не было ни актового, ни спортивного залов.
Посёлок в то время развивался, наполняемость классов была большой (доходило до 40 учеников и более). Успокаивало лишь то, что уже закладывался фундамент новой школы.
С первых дней коллектив сложился крепкий, способный преодолевать любые трудности и решать любые задачи. Школа росла и поднималась на энтузиазме таких учителей, как Л.В. Романова, A.M. Верхоланцева, А.Г. Крутикова, Н.Р. Рахимова, Л.П. Баранцева, С.Д. Низовцев, Т.А. Сенатова, Т.А. Елисеева, Н.И. Согрина, Л.И. Ершова. Для них нормой жизни в первую очередь была высокая требовательность к себе.
В 1981 году Хачат Мухаметрахимович открывал новую, самую большую в районе школу. Он отдал много сил, времени и энергии, чтобы коллектив заработал в новом здании в полную силу, чтобы показать, на какие достижения способны педагоги. Тут в полной мере проявились его незаурядные организаторские способности.
Но главная стезя, на которой он заслужил истинное признание и любовь своих воспитанников -это преподавание его любимой математики. В своём деле он непревзойдённый мастер, настоящий фанат, увлекающий молодые таланты. Он даёт основы знаний всем своим ученикам, преподносит им уроки жизни, мудрости, любви и доброты.
Мечта поработать в классах, где учащиеся имеют хорошие способности и желают получить глубокие, прочные знания по математике, жила в нем с давних лет. И вот, проанализировав сложившуюся в районе обстановку, оценив личные возможности (опыт и знания), он решил заняться самообразованием, выбрав темой своего идеологического поиска «Углублённое изучение математики как необходимого условия подготовки учащихся к поступлению в вузы».
Проработав первые два года в классе с математической направленностью, Хачат Мухаметрахимович увидел положительные результаты. Как высококвалифицированный специалист, обладающий индивидуальным стилем работы, с развитым педагогическим чутьём и интуицией, он понял, что сделал правильный выбор. Количество желающих обучаться в таком классе с каждым годом увеличивалось. Выпускники ценят его за главную особенность в преподавании: он на каждом уроке даёт особый психологический настрой: «Я верю, что вы это сможете». И у детей появляется ощущение уверенности в своих силах.
Решением педагогического коллектива его кандидатура была выдвинута на присвоение звания «Заслуженный учитель РФ».
Из характеристики педагога
«...Отобранный Хачатом Мухаметрахимовичем материал для урока отличается глубокой научностью, но тем не менее доступен для понимания школьниками. Большое внимание преподаватель уделяет развитию мышления у учащихся, создавая и решая проблемные ситуации на уроке. Для него главное - реализовать возможности учеников. Его урокам присущи быстрый темп и высокая плотность, что позволяет добиваться высоких результатов в обучении школьников.
Ученики Х.М. Рахимова, участвующие в районных, зональных и областных олимпиадах, отличаются неординарным мышлением и оригинальностью в решении математических задач. Выпускники успешно сдают экзамены в вузы страны, и большинство из них поступает на бюджетные места».
В июне 2005 года Хачат Мухаметрахимович получил приглашение стать участником научной конференции лауреатов Всероссийского конкурса школьных учителей в городе Новосибирске. В рамках этого мероприятия прошло торжественное чествование победителей конкурса. Х.М. Рахимов вернулся с конференции с нагрудным знаком и дипломом за победу во Всероссийском конкурсе учителей физики и математики Фонда Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Наставник будущих учёных». Это было неожиданное, но очень приятное событие в его жизни.
Через год за заслуги в воспитании и обучении подрастающего поколения и многолетний добросовестный труд ему присвоено звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».
В 2008 и 2009 годах он был награждён дипломами комитета по образованию администрации Уватского муниципального района как победитель районного конкурса на грант главы района за лучший результат учащихся в ЕГЭ.
В 2007 году на уровне образовательного учреждения ему присвоен статус педагога-экспериментатора.
Кроме основной педагогической деятельности, Х.М. Рахимов ведёт большую общественную работу, являясь депутатом районной Думы. За многолетний добросовестный труд, значительный вклад в развитие местного самоуправления ему вручена Почётная грамота Тюменской областной Думы.
В успехах школы - вклад педагогов
Еще одним интересным аспектом деятельности школы является организация работы специализированных факультативных классов по добровольной подготовке к военной службе. Целью этого начинания стали: военно-профессиональная подготовка ребят к военной службе, укрепление духовного и физического развития личности подростков. Классы «Юниор», «Беркут» работают в школе с 2001 года.
Введение в 2004 году Единого государственного экзамена выявило положительный опыт работы профильных классов и системы довузов-ской подготовки. С самого начала введения ЕГЭ средний балл по общеобразовательным предметам в Туртасской школе выше районного, областного и всероссийского, что позволяет выпускникам успешно поступать в высшие и средние специальные учебные заведения, в том числе на бюджетные места.
Одно из самых высоких достижений школы - это, несомненно, получение в 2007 году президентского гранта на сумму в один миллион рублей. Кроме того, несколько раз педагоги Туртасской школы за высокие показатели по результатам итоговой аттестации выпускников средней школы в формате Единого государственного экзамена получали грант главы Уватского района. С 2007 по 2009 годы этих наград были удостоены: учителя русского языка и литературы Ольга Геннадьевна Давыдова и Рахиля Абдулкавыевна Ибрагимова, учителя математики Ирина Викторовна Усовская, Хачат Мухаметрахимович Рахимов и Валентина Ивановна Заботина.
Конечно, у школы с 38-летней историей богатое прошлое и яркое настоящее. Практически каждый из педагогов - одаренный и неравнодушный наставник, постоянно вносящий свой вклад в развитие и процветание образовательного учреждения. Вот лишь некоторые вехи жизни Туртасской СОШ, которые дополняют ее историю благодаря деятельности талантливых педагогов.
1995 год. Силами учителя музыки Л.Н. Кузнецовой создано музыкальное творческое объединение «Радуга». В 2007 году Людмила Николаевна награждена грамотой Министерства образования и науки РФ.
1999 год. Начала работу хореографическая студия «Фантазия», которой руководит Луиза Зариповна Ахметова.
2002 год. Впервые педагогами организован конкурс «Ученик года», задачами которого определены совершенствование системы работы по воспитанию свободной творческой личности, выявление талантливых, одарённых, творческих детей и расширение диапазона общения учащихся.
2004 год. В школе появилась новая традиция - проведение ежегодного добровольческого проекта «Марафон образовательных услуг». Его основные цели - привлечение внимания родителей к школьной жизни, апробирование новых форм обучения, представление разнообразия традиционных образовательных и воспитательных услуг школы.
2005 год. Создание общественного государственного органа управления (Управляющего совета) МОУ Туртасской СОШ. Основными направлениями деятельности совета являются организация учебного процесса, воспитательной работы и использования бюджетных средств школы, а также профилактика правонарушений учащимися школы и пропаганда здорового образа жизни.
В этом же году положено начало традиции проведения смотра-конкурса «Класс года» и акции «Тепло родного дома» или «Посылка в армию выпускнику Туртасской школы».
2006 год. Разработана программа развития школы «Создание комфортной образовательной среды как средства достижения качественного образования» на период 2006-2009 гг. Создано школьное научное общество «Интеллект» - добровольное творческое объединение активных одаренных школьников, стремящихся совершенствовать свои знания.
2007 год. Муниципальному общеобразовательному учреждению «Туртасская СОШ» присвоен статус базовой школы, а также статус муниципальной экспериментальной площадки «Школа - центр воспитательной и досуговой работы на селе».
В это же время начал проводиться конкурс «Семья года», направленный на повышение педагогической культуры родителей, раскрытие их творческого потенциала, совершенствование и распространение лучшего опыта семейного воспитания.
Немало внимания отводится в Туртасской школе и здоровому образу жизни, развитию спорта и туризма, общественной и творческой деятельности. Конечно, всё это призвано воспитывать разносторонне развитых личностей. Однако ни одно из начинаний не было бы возможным без участия педагогов, чей труд испокон веков считается самым благородным и необходимым, ведь самые важные годы своего формирования человек проводит в школе. Именно здесь он находит настоящих друзей, определяется в выборе своих увлечений, впервые сталкивается с жизненными трудностями и радуется своим первым победам.
Школа всегда надолго остается в сердце каждого из выпускников, и Туртасская СОШ не исключение, потому что педагоги здесь делают всё для того, чтобы годы учебы стали для детей светлым этапом их жизненного пути.
Материал к печати подготовила
Наталья НАЗИМКОВА
(Продолжение следует).