Медиакарта
22:50 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Потому что не могу иначе»

«Потому что не могу иначе»
11:34 | 30 ноября 2011
Источник:

Они долго ищут друг друга (иногда годами и десятилетиями), потом красиво, под громкие одобрительные аплодисменты и искренние слезы зрителей, встречаются прямо в телестудии… И только немногие знают, какой ценой достается эта сказка.

Светлана Важенина – одна из тех «немногих», посвященных. Год назад она стала добровольной помощницей программы «Жди меня» в Тюменской области.

Зарядиться и идти дальше

– Светлана, с чего начали год назад?

– С поисков! По времени поиски были долгими. Женщину разыскивали одногруппники. Сложность была в том, что она неоднократно меняла адрес проживания, меняла фамилию. В итоге мы обратились в загс, где подтвердили, что человека уже нет в живых – она умерла от тяжелой болезни. Это был первый случай, он оставил тяжелый отпечаток. Но и запомнился положительно, потому что люди, к которым мы обращались в процессе поиска по адресам, различными способами пытались припомнить информацию, связанную с этой женщиной. Вот это было очень важно на самом первом этапе, чтобы тебя поняли, поддержали, чтобы зарядиться энергией и идти дальше.

– Много у вас помощников на территории области?

– Вообще более ста человек, но костяк группы составляют где-то человек десять. Это люди, которые регулярно помогают по нахождению адресов, в поездках по ним. Часто откликаются и те, кого мы ранее нашли или просто опрашивали.

Работа с людьми тяжелая, не каждый находит в себе силы не просто прийти и позвонить в дверь, положить записку в почтовый ящик, а какую-то еще работу провести. По опросу населения, например, то, что зачастую дает положительный результат.

– А бывает так, что люди не хотят встречаться с теми, кто их ищет?

– Бывает. И мы тут сделать мало что можем. Одно из принципиальных условий нашей работы – не соединять людей без их на то согласия.

– Поиски людей наверняка занятие затратное. И дело даже не во времени, а в материальных ресурсах. Какое-то вознаграждение за работу вам положено?

– Нет, мы не имеем права рассчитывать на вознаграждение, принимать спонсорскую помощь. Это добровольная работа. Хотя многие помощники порой просят, чтобы в передаче о них сказали хотя бы несколько слов. Но, нам поясняют, временные рамки передачи настолько ограничены, что лучше показать какую-то фотографию, чем рассказывать о тех, кто помогает искать людей.

Вера в… волшебство

– Светлана, скажите, а много «свежих» заявок? Когда ищут не пропавшую 40 лет назад сестру, а девушку, с которой неделю назад ехал в поезде?

– Много. И я не могу сказать, что все эти заявки оправданны. Век мобилен, иногда люди отказываются от городских телефонов в пользу сотовых, и кто-то, потеряв контакт по телефону с родными, близкими, знакомыми, начинает писать в передачу, подавать заявку на поиск. Хотя достаточно было написать письмо и узнать, что человек проживает по тому же адресу.

Но бывают и по-настоящему драматичные истории, когда своими силами точно не справиться. Вот, например, дочь разыскивала отца, связь с которым потеряла во время военных действий в Чечне. Так получилось, что всей семьей бежали с Кавказа и по какой-то причине решили, что мама с дочерью отправится к своим родственникам, а отец – к своим, в Тюменскую область. Куда точно – не знали, видимо, не до того было. Мужчину мы разыскали, по телефону рассказали, что его ищет дочь. Представляете, через 17 лет?! Он просто рыдал в трубку… Или вот еще была заявка. Девушка из США, искала брата, проживающего предположительно на территории нашей области. Они воспитывались в доме-интернате, но в детстве их разлучили – девочку удочерили американцы. Молодой человек, которого мы нашли, был безумно рад.

– А вы когда-нибудь пользовались служебным положением – искали кого-нибудь?

– Когда 12 лет назад появилась эта передача, я очень долго терзала своих родных, есть ли у нас те, кого бы мы могли найти. Тогда это было в диковинку. Сейчас, после года сотрудничества, я понимаю, какая серьезная работа ложится на людей. И так легкомысленно относиться к тому, что люди делают, ради собственной прихоти подавать заявки и искать тех людей, которые, может быть, не особо-то и нужны. Утруждать людей работой, в важности которой ты сам не уверен, неправильно.

– Почему тогда эту заботу предпочитают перекладывать на другие плечи?

– Я думаю, это вера в волшебство, что ли… Может быть, люди не могут наметить какие-то пути поиска.

– Навскидку сколько заявок сейчас в разработке?

– Зачем навскидку? Я точно знаю: 365. Как дней в году. Хочу запустить в Интернете акцию по этому поводу. Призвать людей взять по заявке и в преддверии Нового года – самого душевного праздника – сделать добро: найти человека.

– После года активного поиска людей вы можете сказать, что это для вас – увлечение, хобби или, может быть, дело жизни?

– Это не хобби и не увлечение. Хобби и увлечение приносят радость, наша же помощь людям не всегда радость приносит. Это скорее внутренний посыл помогать людям. Ничего больше. Потому что не всегда это добро оправданно, не всегда время, силы оправдываются тем результатом, которого мы достигаем.

Досье «АИФ»

Светлана Важенина родилась 17 сентября 1976 года в Тюмени. Окончила ТюмГУ по специальности «Филология». Работает в Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, начальник отдела по внеучебной работе. Не замужем.

Кстати

После того как о работе Светланы Важениной и ее помощников заговорили в прессе, к ней стали обращаться с просьбами найти людей. Однако одно из условий сотрудничества с передачей «Жди меня» – не принимать самостоятельно заявки.

Елена АТАЛЫКОВА

Фото из архива Светланы ВАЖЕНИНОЙ

Коллаж Ирины КАЙДАЛОВОЙ