Медиакарта
9:41 | 26 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Управляющий совет – залог успешной деятельности школы

Управляющий совет – залог успешной деятельности школы
13:39 | 30 ноября 2011

Уже шесть лет все образовательные учреждения работают в условиях, когда ключевые школьные вопросы решаются совместным обсуждением педколлективами и управляющими советами (УС) школ, к созданию которых обязывает распоряжение Правительства Тюменской области от 7.11.2005 года «Об управляющих советах общеобразовательных организаций».

Предтечей УС были общешкольные родительские комитеты с упрощенной трактовкой по сравнению с новой организационной структурой своих обязанностей, сводившейся чаще к обсуждению нерадивых родителей и школьников.

У УС принципиально иная задача: способствовать решению перспективных школьных проблем, основанных на аргументированном, правильном прогнозировании ее дальнейшего развития. Эта идея была заложена ещё в 1992 году Законом «Об образовании».

О том, как этот замысел, предусмотренный документом государственной власти, реализуется в нашем районе, мы беседуем со специалистом управления образования О.А. Шевелёвым, в обязанность которого входит контроль за взаимодействием УС и педколлективов школ района.

- Олег Анатольевич, прошло уже достаточно много лет с момента выхода распоряжения областного правительства о создании в школах общественно-государственного органа с весьма существенными полномочиями. Во всех ли школах они сформированы? В каких из них, на Ваш взгляд, деятельность этого органа организована лучше?

- Управляющие советы сформированы в каждой школе, всего их 23, кроме того, - попечительский совет в Зареченской коррекционной школе. Деятельность всех советов соответствует предъявляемым требованиям, работают они согласно своим планам, разрабатываемым на год. Их права и обязанности определены соответствующим положением, который имеется в каждом образовательном учреждении.

Что касается качества работы управляющих советов, то взаимопонимание между администрацией школы и этим общественным органом наиболее результативно сказывается на деятельности Зареченской, Шишкинской средних и Иртышской, Ушаковской основных школ.

- Как по Вашему, могут ли управляющие советы существенно влиять на определение стратегии развития образовательного учреждения?

- Это зависит от степени компетентности членов УС. Дело в том, что педагогическая деятельность – особая сфера, регламентируемая своими законодательными, нормативно-правовыми актами, которые надо знать, чтобы квалифицированно вмешиваться в эту тонкую, специфическую деятельность. При таком подходе к его формированию УС действительно может предметно влиять на качество работы школы, в состоянии определять приоритетные направления и принимать решения о наиболее эффективных путях их реализации.

Директор школы по должности входит в состав совета, следовательно, и как член коллегиального органа, и как школьный администратор он обязан принимать участие в определении основных направлений развития школы, а главное – организовать школьный коллектив на их выполнение.

В выполнении собственных решений члены совета могут принимать участие, работая в комиссиях, формируемых при управляющем совете.

- Не секрет, что далеко не все родители столь активны, чтобы дать согласие принимать участие в столь ответственном деле. Где их взять?

- Для этого, вероятно, надо информировать родителей о происходящих изменениях в системе управления образованием, постоянно держать их в курсе школьных проблем, рассказывать о школьных проектах, требующих родительской помощи. И делать это всеми доступными способами: через общение с родителями на собраниях, школьную стенную печать, информационные уголки для родителей. Одним словом, вырабатывать у своих первых помощников компетентностный подход, повышать их педагогическую культуру.

- Одна из задач управляющих советов – привлечение дополнительных финансовых средств, помимо госзаказа, финансируемого из бюджета. Какая школа в этом смысле работает более удачно?

- На сегодняшний день, естественно, всё школы располагают средствами, необходимыми для реализации образовательной программы, в полном объеме. Что же касается формирования внебюджетного фонда, то возможности сельской школы крайне ограничены. Платные образовательные услуги, за счет которых можно было бы заработать дополнительные деньги, ввести не представляется возможным по объективным причинам, из-за материального положения родителей. Более того, большая их часть всё по той же причине освобождена от уплаты за питание своих детей в школьной столовой. Какие уж тут платные услуги?! Следовательно, надо научиться экономно расходовать то, что предоставляется бюджетом. Богатых спонсоров, способных оказать школе существенную помощь, на селе также почти нет. Могу назвать только Карагайскую школу, которой местный предприниматель спонсировал суммой в 15 тысяч рублей.

В проведении различного рода мероприятий, праздников, конкурсов, не требующих серьезных денежных вливаний, почти каждая школа находит себе внимательного к ее нуждам предпринимателя.

- Положение предусматривает участие членов управляющего совета в стимулировании труда педагогов…

- Да, это так. Стимулирующий фонд – это почти треть фонда оплаты труда, очень серьёзная сумма. Положение о его распределении утверждается управляющим советом. В состав премиальной комиссии обязательно входят его члены. Контроль за работой этой комиссии – прерогатива управляющего совета. Считаю, что главное в работе этой комиссии заключается в том, чтобы исключить формализм в оценке работы педагога, исключить ситуацию, когда мнение руководителя школы будет решающим. Обоснованное, аргументированное, доказательное решение комиссии – залог повышения эффективности труда работников образовательных учреждений.

Беседовал Ишмухамет ГАЙСИН

Фото Зиннура Чанбаева