Медиакарта
6:37 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сварка – сложное искусство

Сварка – сложное искусство
10:31 | 01 декабря 2011
Источник:

Лет, наверное, десять назад я уже бывала в Тюменском колледже транспорта. И познакомилась с ребятами, которые обучались там всегда востребованной на производстве и такой нелегкой мужской профессии сварщика. Помню, это были крепкие, уверенные в себе парни, с чувством собственного достоинства, объяснявшие мне, почему выбрали именно эту рабочую специальность.

И вот я снова в колледже. Порадовало то, как даже внешне изменилась здесь обстановка: красивая, современная отделка коридоров и холлов, учебных кабинетов и мастерских, значительно пополненная материально-техническая база. Учиться в таких стенах, на таком оборудовании не зазорно. Но самое важное все же не стены, а люди.

Преподавательский состав, мастера производственного обучения. Есть ли у будущих сварщиков, автослесарей, плотников и других рабочих-специалистов настоящие наставники, которые не просто выдают им некую сумму знаний, помогают освоить технологию, определенные квалификационные навыки, но и делятся своим жизненным опытом, подготавливают их к адаптации в будущем трудовом коллективе, способствуют тому, чтобы перед ребятами открылся весь творческий потенциал их профессии?

С одним из таких наставников, мастером производственного обучения сварочного производства Михаилом Александровичем Алферовым я и встретилась. В колледже он работает три года, но при этом здесь вовсе не новичок: после окончания Курганского индустриально-педагогического техникума стал работать мастером производственного обучения, то есть практически с самого основания ПТУ №5 (так именовалось это учебное заведение профтехобразования). Обучал азам сварочного дела лет пять. А потом ушел на завод металлоконструкций, что в Зайково, позже пятнадцать лет занимался строительством газопроводов. И вот – вернулся. Алферов стремится передать ученикам свой опыт. Но прежде всего – основы. Мастерская, откуда брызжет ярким, слепящим светом, вся разделена на небольшие учебные площадки. Тут работают люди в квадратных масках, с черными стеклами, в грубых непрожигаемых робах. «Даю первые навыки по всем видам сварки, в том числе и новейшие, – говорит Алферов. – От этих, первых часов обучения, зависит многое. Переучиваться, сами знаете, нелегко. У нас есть СПО – среднее профобразование, когда ребята приходят после 11-го класса и получают профессию техника-технолога сварочного производства. А есть начальное профессиональное образование, когда парни после девяти классов получают чисто профессию сварщика. Азы и те, и другие получают у меня. На первом курсе они занимаются здесь, а на втором и третьем – уже на предприятии. И продолжают совершенствовать свои навыки, перенимая что-то у опытных сварщиков, рядом с которыми там работают».

Главная мысль, которую наставник старается донести до своих студентов: «Вам дают в руки востребованную в обществе профессию! Пока есть возможность, берите! Учитесь! Осваивайте! Вы здесь не для того, чтобы просто отсидеться. Именно сейчас закладывается основа вашей успешной или неудавшейся жизни. Все зависит от вас…».

Действительно, у многих из этих вчерашних мальчишек пока «ветер в голове», в колледж некоторых привели родители. Им предстоит еще разобраться в своих способностях.

«Как вы считаете, для того чтобы быть классным сварщиком, нужна природная предрасположенность? Или при желании любой может это дело освоить?» На мой вопрос Михаил Александрович привел в пример кое-что из системы подготовки молодых рабочих кадров в Германии. В небольшое заведение, которое обучает какой-то профессии, набирают человек 20, а выпускают только 10, остальным говорят: «Ищи другую профессию, это не твое». Так что, считает Алферов, от природы заложено, может или нет конкретный человек работать сварщиком. В доказательство приводит тот факт, что и среди его студентов у одних уже что-то получается после первых занятий, а другие начинают осваивать азы только после десятого занятия. Из тех, первых, выпускников (он выпустил тогда две группы) часто вспоминает Андрея Сафарова. «До сих пор, – говорит, – помню… Год проучился, на следующий пошел на практику… Так бригада там удивлялась: парень будто рисует! До того красиво накладывал швы! И профессионалы не все так могут, а у него на втором курсе уже все получалось. Конечно, рассказывает о том талантливом выпускнике нынешним студентам, сравнивая его работу с творчеством художника. Потому что сварка – довольно сложное искусство. И чтобы на смену неуверенности, робости ученика пришла четкость почерка мастера, необходимо тренироваться, преодолевая скуку, выполнять бесконечные упражнения, без которых не овладеть приемами качественного наложения горизонтальных, вертикальных, потолочных швов. Урок длится шесть часов. Первый час – теоретический, инструктаж. А потом в течение пяти часов – приобретение практических навыков. «Главное, чтобы рука запомнила! – наставляет подростков Михаил Александрович. – Если ты много-много раз это сделаешь – даже после долгого перерыва рука сама вспомнит… Как рука музыканта».

А еще он часто рассказывает ребятам, как газифицировали город Ханты-Мансийск. Как, работая в Запсибгазпроме, объехал всю Центральную Россию. Газифицировали все области вокруг Москвы – Калугу, Рязань, Тамбов, Тверь. И даже резиденцию президента в Завидово. Котельная там работала на угле, на мазуте, и тюменские бригады сварщиков месяца два тянули туда газопровод. Профессия сварщика нелегкая, работать приходится на улице, в мороз, в ямах, в воде и в грязи. И об этом рассказывает парням, объясняя: хорошие деньги легко не даются. Но зато нет нужды, подобно офисному клерку, бояться немилости сурового начальника. Они – люди востребованные, уважаемые.

Алферов работал в основном бригадиром. В большие бригады приходила и молодежь. Так что он хорошо знает, как непросто бывает начинающим адаптироваться. Об этом он тоже напоминает своим сегодняшним студентам. Дает наставления, как влиться в коллектив, как быть в команде. Ребята сейчас «продвинутые», самоуверенные, а руками-то что-то делать еще не умеют. Отношение к таким у старших товарищей не очень доброжелательное. Выскочек и хвастунов нигде не любят. А вот если молодые не стесняются спрашивать, как лучше сотворить то или другое изделие, стараются разобраться в тонкостях профессии, отношение бригады иное. То есть важно не просто нахвататься верхушек и думать, что все знаешь, а именно учиться у наставников, перенимать опыт.

Особенно дорого наставнику, когда студенты приходят к нему позаниматься дополнительно. Те, у кого пока что-то не получается. Или будущие мастера по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта, у которых есть небольшое количество часов по сварочным работам, но они захотели освоить их более основательно. Радует, когда есть у парней интерес к делу.

«По своему характеру, – говорит Михаил Александрович Алферов, – мне самое место работать здесь, с ребятами. Нравится вводить их в мир рабочих профессий, без которых замрут заводы, фабрики и шахты».

Автор: Надежда ТРАЦЕВСКАЯ