Медиакарта
18:46 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Олеся Опятюк: “Моё призвание – возить людей”

Олеся Опятюк: “Моё призвание – возить людей”
10:50 | 05 декабря 2011
Источник:

Приятно общаться с профессионалами. Независимо от того, каким конкретно делом они занимаются, и от того, насколько “высока” или “низка” их профессия с точки зрения так называемого общественного статуса. Их отличает спокойная уверенность в себе, самостоятельность суждений, им всё равно, кто что думает об их выборе.

Вот и моя знакомая Олеся Опятюк – профессионал. Небольшого роста, стройная, на вид хрупкая, весьма симпатичная молодая женщина... Угадайте, в каком деле она преуспела? Перевозки пассажиров! Она – профессиональный водитель. Работает в Тюменском пассажирском автотранспортном предприятии №1. Возит нас с вами с работы и на работу, в гости, на рынок, словом, туда, куда нам надо. Чаще всего её можно увидеть на 15-м маршруте. Но можно и на 54-м, и на “единичке”.

Водителей-профи среди женщин не так много. Поэтому пассажиры нередко пристают к Олесе с расспросами. Главный вопрос, мучающий любопытствующих: почему вы, такая милая, такая женственная, в общем, вся такая-растакая, занимаетесь сугубо мужским делом? Олеся отшучивается: “Одним нравится, чтобы их возили, а мне нравится возить других”.

Если серьёзно, то работа водителя автобуса, конечно же, не из лёгких. Он управляет не легковушкой, а многотонной махиной. К тому же одно дело перевозить грузы, и совсем другое – людей. Двойная, тройная ответственность! Как же выдерживают все эти нагрузки хрупкие женские плечи? На этот мой вопрос Олеся ответила коротко: “Я привыкла”.

Она привыкла к тому, что каждый день нужно вставать в пять утра (а то и раньше). Потому что в шесть или в шесть “с копейками” с одной из конечных остановок стартует первый рейс. А до этого надо, придя в гараж, проверить, всё ли в порядке с машиной, завести её, заправить, при необходимости навести порядок в салоне... Зимой на всё это уходит больше времени, потому-то нередко и приходится просыпаться ещё раньше...

Она привыкла, когда во время рейса случается не самая сложная неполадка с машиной, брать в руки инструмент и устранять неисправность. Она привыкла, что не все пассажиры бесконфликтные. Поэтому ей иной раз приходится их успокаивать...

Но есть моменты, к которым Олеся не привыкла и привыкать не хочет. К примеру, ей не нравится, что на многих маршрутах не предусмотрен сервис для самих водителей. Отвратительно, на её взгляд, организовано питание для экипажей. На весь город – всего две передвижные столовые! Это капля в море. На конечных остановках некоторых маршрутов есть стационарные столовые или кафе, в крайнем случае – продуктовые магазины. Но на многих других нет абсолютно ничего. Вот и вынуждены водители и кондуктора питаться взятым из дома “сухим пайком”. Обычно спокойная, при разговоре на эту тему Олеся не может скрыть своего возмущения:

– У многих водителей уже стали профессиональными болезнями гастриты, колиты, язвы. Это из-за питания всухомятку, из-за перекусов. – Говорила она это, когда мы доехали до конечной остановки первого маршрута на Лесобазе (я напросился с ней в этот рейс). Как раз случился обеденный перерыв. Олеся показала на женщину, пристроившуюся с двумя огромными термосами прямо на обочине. Эта частная торговка пирожками и кофе – и есть весь общепит для экипажей автобусов на первом маршруте. Когда водители и кондукторы видят эти термосы, то уже счастливы: всё-таки горячая еда. Но “бизнесменша” обнаруживается на своём месте не всегда, скорее всего, потому что бизнес её не совсем законный... На этот раз повезло: Олеся с кондуктором Леной купили по пирожку с капустой и по стаканчику кофе.

Если говорить о сервисе для водителей, то нельзя не упомянуть и о другой, в общем-то, достаточно пикантной теме. Далеко не на всех конечных остановках автобусных маршрутов есть туалеты. Гораздо проще эта проблема решается на ж/д вокзале, который, как известно, соответствующим сервисом оборудован. Но! За этот сервис работники автобусного парка вынуждены платить из своего кармана. Я согласен с Олесей Опятюк: а почему, собственно?

Отмечу существенную черту характера моей героини: она не из тех, кто лишь пассивно жалуется на трудности. Однажды зимой, когда Олесе надоело напоминать всем “ответственным”, что печки в салоне её автобуса постоянно выходят из строя, а меры не принимаются, она взяла и... сошла с линии.

– Меня, естественно, к начальнику на ковёр: в чём дело, почему вы сорвали рейс? – вспоминает об этом случае Олеся. – Я говорю: так отремонтируйте, наконец, печки! Как можно работать, когда в салоне жуткая холодина? Я всегда ругаюсь. Мне палец в рот не клади.

– Чем всё закончилось? Печки отремонтировали?

– Отремонтировали. И в целом стали обращать на эту проблему внимание. Ведь таких случаев много, печки вообще слабое место в автобусах.

Вот такая она, Олеся Опятюк – боевая и решительная. Не пропустим важную деталь: в том случае с печками она “сражалась” не за себя лично. Ведь даже когда в салоне из-за перебоев с отоплением “жуткая холодина”, в кабине водителя всё равно тепло. Но Олеся переживает за пассажиров и за кондуктора. За кондуктора даже больше, потому что холодный салон для пассажира – неудобство “до следующей остановки”, а для кондуктора – мука на целый день.

Не побоюсь показаться в какой-то степени пафосным и скажу: каждый раз, вступая вот в такие конфликты с начальством, Олеся Опятюк “сражается” и за престиж своей профессии, за престиж предприятия. Ей глубоко не всё равно, как пассажиры относятся к людям, что сидят за рулём автобуса, к кондукторам, к парку, в котором она работает. И просто замечательно, что тот её нестандартный и мужской, по сути, поступок был оценен правильно. Будь иначе – схлопотала бы выговор за сход с линии. Поэтому, на мой взгляд, совершенно логичен вывод: в Тюменском ПАТП-1 профессионалов ценят. Даже если они “неудобны” в общении и ведут себя с начальством строго.

Я решил проверить свою догадку и спросил напрямик у и.о. начальника третьей колонны Андрея Рубцова, как он относится к своей подчинённой. Оказалось – замечательно. Андрей Анатольевич считает Олесю Опятюк настоящим профессионалом, ни в чём не уступающим водителям-мужчинам. Но слова словами, а вот и, так сказать, вещественное подтверждение того, что в автобусном парке №1 к хорошим, добросовестным работникам относятся уважительно: Олеся Опятюк ездит на почти новом ЛиАЗе. Ещё и потому, что к технике она относится крайне бережно, ездит предельно аккуратно. За десять лет своего водительского стажа не совершила ни одной (!) аварии, за что недавно была награждена знаком “За безаварийную работу” третьей степени. Для сравнения: есть в парке водители с куда более солидным стажем, которые работают на куда более старых машинах. Некоторые из них обижаются. А чего обижаться – просто надо следить за техникой, ездить аккуратно и красиво.

Как бы то ни было, результат получается очень даже неплохой. Не только для руководства ПАТП, но и для пассажиров: им нравится, как спокойно, уверенно, “чисто” ведёт она автобус по неспокойным улицам Тюмени. Бывает, даже подходят к ней и делают комплименты. В такие моменты у Олеси поднимается настроение. Хотя, кажется, куда уж больше? Бывает, даже будучи в отпуске, Олеся подсаживается в автобус к сменщику и просит: “Дай прокачусь”.

О том, какой Олеся Опятюк профессионал, читатель может судить и по такому факту: в нынешнем году она участвовала в областном конкурсе профмастерства водителей автобусов и заняла четвёртое место.

По идее, всем нам, тюменцам, стоило бы только радоваться и гордиться, что у нас есть такие замечательные, преданные своему делу профессионалы, как водитель автобуса Олеся Опятюк. Но к чувству гордости невольно примешивается и чувство досады. Возникло оно после того, как я задал Олесе, в общем-то, провокационный вопрос: бывают ли моменты, когда ей хочется махнуть на всё рукой, бросить свою работу и начать искать другую? Выяснилось, что нет таких моментов. Кроме одного, когда она заглядывает в свою расчётную книжку и видит там цифру – 15.

Что тут скажешь? Невысоко же наше родное государство оценивает этот без преувеличения тяжкий труд... Стоит ли удивляться, что всё меньше молодых тюменцев, выбирая профессию, готовы сказать: “Я б в водители пошёл – пусть меня научат”. Не случайно водительский состав в том же ПАТП-1 (впрочем, в ПАТП-2 тоже) имеет средний возраст, уверенно стремящийся к пенсионному. Уже в ближайшие годы эта проблема может стать чрезвычайно острой и, конечно, надо бы приступать к её решению уже сегодня.

Автор: Владимир ГРАННИК /фото автора/