25 июля 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 11.07.2011 г. № 199-ФЗ, которым Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьёй 5.59, предусматривающей ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления в виде административного штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей.
Дела о совершении правонарушений, предусмотренных ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждаются исключительно прокурором.
Право гражданина написать обращение, жалобу, заявление в органы государственной власти и местного самоуправления гарантируется Конституцией Российской Федерации. Чёткий порядок рассмотрения обращений установлен Федеральным законом «О порядке разрешения обращений граждан Российской Федерации». В письменном обращении необходимо в обязательном порядке указать наименование государственного органа (органа местного самоуправления), в которое оно направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, в компетенцию которого входит решение поставленных в обращении вопросов. Гражданин также указывает свои фамилию, имя, отчество, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление о переадресации обращения), излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости в подтверждение своих доводов прилагает документы и материалы либо их копии.
Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. Это общий срок. В исключительных случаях срок рассмотрения обращения может подлежать продлению не более чем на 30 дней с соответствующим уведомлением об этом заявителя.
Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
– знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
– получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
– обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения;
– обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.