В музее работает новая выставка под названием «Маленькая страна». Посвящена она Году учителя. С помощью предметов школьного обихода сотрудники музея постарались воссоздать атмосферу прошлого: разве не интересно узнать, как учились ребята в школе шестьдесят лет назад?
Вот уголок класса. Парту образца 1970 года нашли в мастерской Центра дополнительного образования. Конструкция, конечно, не совсем удобная да и тяжеловатая, но получить искривление позвоночника, сидя за такой партой, у ребёнка почти не было шансов: ограничения со всех сторон заставляли держать спину прямо. На крышке парты стоит чернильница и ручка с пером. Всем желающим сотрудники музея предлагают попробовать написать в прописи по образцу. Те, кто учился чистописанию в своё время, до сих пор помнят учительские слова: «Нажим-волосок»... Считали, что у первоклашек даже черты характера при этом формировались: усидчивость, терпение, усердие.
В невысоком компактном шкафчике рядом с учительским столом хранятся интересные экспонаты: ещё 20 лет назад учительница Зоя Фёдоровна Шишкина передала музею три школьные тетрадки: свою, дочери и внука. Ляпунова Зоя училась чистописанию в 1934 году, Шишкина Людмила – в 1958. В тетрадках в косую линейку аккуратные, красиво выведенные пером буквы, слова. Красным стержнем поставлены отметки: посредственно, хорошо, отлично. А вот в тетради Алёши Кутырева, который учился в 1987 году, почти все пятёрки. Нет ни одной кляксы, кстати, промокательная бумага, которая как раз использовалась во избежание «грязи» в тетрадке, в шкафчике тоже найдётся.
На учительском стуле – большой кожаный портфель, его подарила музею Ольга Михайловна Осинцева.
– Моей первой учительницей была Валентина Георгиевна Пуртова, – вспоминает директор музея Н.Н. Скареднова. – Её чёрный портфель под «крокодиловую кожу» всегда лежал на столе. Почётной обязанностью дежурных было встретить у дверей школы учителя, взять из его рук портфель, принести в класс, откинуть крышку и ждать, пока учитель войдёт...
На выставке переплелись воедино история посёлка и история районного народного образования, школы в годы войны. Сотрудник музея Л.К. Казанцева на экскурсиях рассказывает об этом много интересных сведений.
Первые школы в Голышмановском районе были церковно-приходскими. С какого времени они начали действовать – точно неизвестно. Но в музее хранится Свидетельство об окончании такой школы на имя Синцова Василия, датированное 1896 годом. Ишимское уездное училище действовало в селе Голышманово, и среди экспонатов выставки тоже имеется документ об его окончании от 1902 года.
Первая начальная школа в посёлке была открыта в двадцатых годах прошлого века. В музее собран материал об учительнице Рябчиковой Александре Исидоровне, она начала свою деятельность в 1914 году. Хранится Благодарность от Его Превосходительства, объявленная устно по итогам учебного года катышенской учительнице «за хорошую постановку учебного дела». Инспектор Мирошниченко в своём письме пишет: «Считаю приятным долгом уведомить Вас об этом, милостивая государыня». Не отставал район и в работе по ликвидации безграмотности. Работали 40 ликбезов, которые посещали все, в возрасте от 8 до 50 лет.
Во время войны с 1941 по 1942 годы в школе №1, которая располагалась на месте нынешнего мебельного магазина «Уют», размещался госпиталь. На лечении там находились бойцы с тяжёлыми ранениями головы, позвоночника. Ученики после уроков приходили помогать ухаживать за ранеными: стирали бинты, под диктовку писали письма родственникам, ставили концерты. Школы Малышенки, Усть-Ламенки, села Голышманово работали с удвоенной нагрузкой: туда привезли 530 ребятишек из блокадного Ленинграда.
Каждый день в музее многолюдно. На экскурсии приходят ученики, учителя, воспитанники детских садов. Студенты агропедколледжа совместили предмет «введение в специальность» с походом в музей. Ребята поделились впечатлениями о выставке:
– Судя по количеству изображений Ленина, раньше был культ его личности. Хорошо, что сейчас система воспитания не такая строгая и нет обязательной для всех формы....
– Сейчас возможностей научить детей тому же письму, счёту гораздо больше, но раньше учителя прививали именно любовь к учёбе. А сейчас учительский труд далеко не самый благодарный, хотя раньше именно учитель был самым уважаемым человеком в обществе.
А другая девушка подытожила:
– Мы будем учить детей любить свой предмет, будем поднимать авторитет учительской профессии.
Ирина Шадрина
Фото Екатерины Кадочниковой