Медиакарта
9:33 | 5 января 2025
Портал СМИ Тюменской области

Суров ваш край, но хочется вернуться

В 70-е годы ХХ века состоялась встреча воспитанников Чащинского дома-интерната. На праздник съехались тогда бывшие детдомовцы из Ленинграда, Москвы, Тюмени, Кургана.

Из далёкого Ташкента приезжал А. Хансудинов. Он говорил, что в солнечном краю ему живётся хорошо, но в Сибирь всё же хочется вернуться: тянет в родные с детства места.

Сегодня деревни Чащино нет и в помине, но сведения о Чащинском детском доме можно найти в Тюменском архиве.

Согласно документам, эшелон с ленинградскими детьми формировался в городе Гаврилов Ям, что в 46 километрах от Ярославля, и выехал оттуда в Сибирь 29 ноября 1941 года. В середине декабря эвакуированные выгрузились на станции Новая Заимка. Одна часть ребят была направлена в село Пятково, другая – на Чащинский кардон. Сюда морозным декабрьским днём на подводах привезли 197 ленинградских детей, из них – 30 воспитанников ясельной группы, 93 дошкольника и 74 школьника.

Первоначально ребятишек разместили в пустующих домах рабочих мехлесхоза. Затем быстрыми темпами жители выстроили три корпуса для ленинградцев и два дома для тех детей, которые прибыли в Сибирь вместе с родителями. Таковых оказалось 33 человека, а при них 43 взрослых.

«Всего комнат в домах интерната – 15, – сообщается в документах, – но нет комнат для учебных занятий, нет прачечной, есть изолятор и баня. Наши сотрудники живут при интернате в очень большой скученности по шесть-десять человек в одной комнате. Все помещения достаточно утеплены, подвезено 25 кубометров дров. Ремонт помещений удовлетворительный».

Рядом с интернатом располагалась столовая, но посуды в ней хватало лишь на 20 человек: дети ели по очереди. За февраль детдомовцы получили 1 080 штук яиц, 271 килограмм мяса, 832 килограмма картофеля, сотню килограммов пшена, 66 килограммов колбасы и 993 литра молока. «Снабжение неудовлетворительное, – пишет в отчёте заведующая интернатом Фескова. – Продукты закупаем по дорогим ценам: картошка 40-50 рублей пуд, овощи – рубль штука, капуста – 50-60 рублей ведро, мясо – 78 рублей за килограмм, масло постное – 100 рублей за литр, молоко 5-7 рублей. Муки нет». Но не было случаев, чтобы дети меняли вещи на продукты. Кто-то менял свои ботинки на лыжи, а, бывало, и казённую простынь на спортинвентарь…

В интернате трудились два врача и медсестра. В феврале гриппом переболели 16 человек, 21 – чесоткой, четверо – ангиной. Один ребёнок умер…

Отдельный пункт в архивных справках об обеспеченности мылом: «Безобразно плохо: уже месяц сидим без куска мыла. В начале месяца получили 10 кусков на 197 детей и 49 человек обслуживающего персонала…». Колхозники помогали детдомовцам чем могли, но эти подарки не могли обеспечить воспитанников бесперебойным питанием. Заведующая интернатом продолжает отчёт: «Были обследования райздрава и облздрава, но конкретной помощи нет! Товарищ Алексеев приезжает и кричит, что отдаст нас под суд, так как детей мы заморили и заморозили. А о помощи в поставке продуктов он не помнит. Был представитель из области Шехурдин, составил акт, но и от него конкретной помощи мы не видели. Только задания дают: сделать то-то и то-то, а как и чем, умалчивается!» Согласитесь, очень смелые высказывания в те времена…

В Чащинском доме-интернате работали учителя из ближайшего Колесниково – Анна Волкова, Антонина Ситникова, Татьяна Веселина, Клавдия Спиридонова. В их сердцах было столько теплоты и доброты, что ребятишки из блокадного Ленинграда наконец «оттаяли», и на их лицах вновь появились улыбки. Детей, окончивших начальную школу, увозили в другие детские дома – в Бигилу и Пятково.

В послевоенные годы Чащинский детдом расширился: здесь воспитывалось более сотни мальчишек и девчонок. В 1956 году колхоз выделил образовательному учреждению восемь гектаров земли для посадки овощей. Детдомовцы держали несколько лошадей, птиц и свиней. Ребятишки постарше заготавливали сено, летом вместе с воспитателями работали на огороде.

Жизнь детдома была шумной: пионерские линейки, сборы, беседы, встречи, репетиции художественной самодеятельности… Чащинский интернат просуществовал до 1970 года, затем его расформировали, а воспитанников увезли в Новый Тап и Борки.

Подготовила Ольга МЯСНИКОВА

Фото из архива Колесниковского музея