Медиакарта
18:25 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Мотокросс: взлёт разрешается

Мотокросс: взлёт разрешается
10:45 | 13 декабря 2011
Источник:

День прошлой субботы выдался ясным, с легким морозцем. Небо синее-синее. И там, на самом низком эшелоне, разрезали божественную сферу два воздушных корабля, оставляя за собой ярко-белые инверсионные следы - это военная авиация тренируется. Рядышком мчались истребители, гоняясь друг за другом. Казалось, рукой можно до них дотянуться. Красиво шли! Народ, конечно, проводил машины взглядом. Затем снова обратил взор под Воронинскую горку. Здесь тоже наблюдались полеты. Вернее, пока ещё тренировочные заезды открытого чемпионата области по мотокроссу.

Из 16 городов России съехались сюда спортсмены. Среди них много молодежи. Но есть и именитые пилоты: чемпионы страны и Европы разных лет, участники чемпионатов мира.

Право поднять флаг соревнований предоставили тюменцу Антону Пестову. Он - нынешний серебряный призер чемпионата Уральского федерального округа. Знамя реет. Старт дан. Первые мгновения мотоциклы несутся в общей массе, уже на первой минуте кто-то вырывается вперед, хотя это вовсе не значит, что гонщик сохранит первенство до победного конца - до финиша. Ведь любой технический вид спорта непредсказуем: «железо» подкачает, трасса подведет, топливо, то да се.

Чуть завернул - и уже трамплин, бросающий машину резко вверх. Не зря мы упоминали про полеты. Тридцать и более метров летит спортсмен над трассой. Трамплинов автор насчитал шесть - значит, за положенные по регламенту десять кругов получается как минимум 1800 метров, а за два заезда выйдет почти четыре километра летного «минимума». Это и завораживает зрителя. Взлет и посадка - у авиаторов самые сложные элементы. Мотокросс не исключение.

В первом заезде лидирует знакомый нам Антон Пестов. На «хвосте» у него Данил Робканов, тоже наш земляк. Ребята, выступающие в классе машин с двигателем в 65 кубических сантиметров, спортивными разрядами ещё не обзавелись. Но летают весьма прилично. Пусть пока парят, а я замечаю в предстартовом парке знакомую. Это Галина Константиновна Григорьева - та ещё гонщица, в свое время поражала мастерством в мото- и автоспорте. Похоже, пилоты мужеского пола до сих пор без ума от спортивной дамы. Она возглавляла спортивно-техническую школу ДОСААФ, организовала автомотоклуб на заводе «Электрон», как говорится, гремел тогда клуб знаменитостями. На стадионе «Патриот» поднимала спидвей. Короче, вся жизнь связана со спортом. Сегодня на мотокроссе выступает арбитром.

-Галина Константиновна, - говорю, - поди-ка, сейчас здесь можно встретить ваших учеников.

-Ой, увидите не только моих учеников, но и их детей.

Вон на зрительской трибуне братья Эдуард и Анатолий Пестовы, знаменитые гонщики, а теперь болеют соответственно за сына и племянника Антона.

Да, тем временем Антон пришел к финишу первым, вторым оказался одноклубник Данил Робканов. Младший Пестов ученик 5-го класса Тюменской школы №58. Сверстник Даня представляет СШ №26. Однако впереди еще один заезд. Ребятам по 11 лет. Самому юному участнику чемпионата Матвею Кузеванову из Верхней Пышмы ещё нет и семи. Его гоночный агрегат «весит» всего 50 «кубиков». Но выступает в одном заезде с более старшими товарищами. Малыш, оказавшись в «буграх», - так называется холмистое препятствие, просто зарывается в «волнах», просто теряется из виду. Выпадывает из седла на крутом подъеме, догоняет агрегат, снова едет... Очень старается. Вот из таких упорных детишек и получаются чемпионы. И, знаете, не Матвей замкнул группу, он, без разряда, обогнал «третьеразрядника» Егора Коровина из города Шадринска.

Не надо думать, что имеем дело исключительно с ребятишками молочного возраста. Кроме названного выше класса 65 куб. см, на трассе представлены: класс 85 куб. см - спортсмены от 12 до 15 лет, мотоциклы с шипами (проекторы), класс открытый с шипами - от 16 до 45 лет, класс открытый без шипов - возраст спортсменов тот же, класс «ветераны» - от 45 лет и выше.

Стартуют парни. Кто там, в головной части заезда? Наш земляк Юра Белоусов. Разрядом пока не остепенился. Ему на пятки буквально наезжают два кандидата в мастера спорта – это Иван Плеченко из Челябинска и Александр Боярский из сборной команды Тюменской области. Заметим, происходят дерби в личном зачете. Иван немного отстает, может, это такой тактический ход? Почему бы немного не отдохнуть в «тени» воздушного потока авангардного пилота. Потом у финишного трамплина поддать газку. Да, так и произошло. Но и Белоусов не прост – тоже добавил прыти. И это ему первому судья дает отмашку черно-белым в клеточку флагом – конец гонки. Затем финишную линию пересек Плеченко. Александр Боярский был только четвертым.

Во втором заезде соперники Белоусова улучшили результаты, Юра теперь стал вторым. Вообще-то, Плеченко и Белоусов набрали равное количество очков – по 47. Но судьи отдают предпочтение второму, завершающему заезду. Так что земляк упустил «золото». Но ведь при таких сильных соперниках и «серебро» весомо. «Бронза» досталась тоже нашему, Александру Боярскому.

К слову, давайте снимем шляпу перед папой Юры Белоусова. Нет, Дмитрия Белоусова среди пилотов нет. Он предприниматель, но близко к сердцу лежит мотоспорт. В спортивных кругах прославился тем, что выступил организатором кольцевого мотокросса, который ежегодно проводится в деревне Кулаковой. Едут сюда со всей округи: из Тюмени, других городов и весей. Расходы берет на себя администрация Тюменского района. Но ведь, как говорят в народе, под лежачий камень вода не течет. Старается бизнесмен, чтобы не оскудел парк машин с колясками. И спорт должен пополняться кадрами. Говорят, сына Юру Дмитрий посадил за руль мотоцикла чуть ли не в ясельном возрасте – в четыре года. Результат, как видим, налицо. Именно при таком подходе парни к 15 годам становятся чемпионами России, Европы и мира.

…Завершающий заезд в классе 65. Земляков Антона Пестова и Данила Робканова читатель помнит. А вот на третьей позиции Иван Хужин из Каменска-Уральского. Буквально на старте выяснилось: у Вани мотор мотоцикла не заводится, свечка не подает искру зажигания. На соревнованиях более высокого ранга секунду не стали бы медлить. Но здесь к юному поколению отнеслись благосклонно: Сергей Грачев кинулся менять свечу – хотя из чужой команды спортсмен, но у гонщиков принято помогать друг другу в любых обстоятельствах. Всё, погнали ребята.

О кандидатах в мастера спорта Николае и Сергее Грачевых «Тюменская правда» писала не раз: они неодно-кратные чемпионы области и России. Между прочим, оба ученики Галины Константиновны Григорьевой.

– Слышал, ты ныне вице-президент региональной Федерации мотоспорта, – говорю старому знакомому.

– Да я и президентом был. Но на гонках получил тяжелую травму бедра, два года лечился. Пришлось уступить кресло Валерию Атрощенко, он тоже прекрасный гонщик.

– Сегодня не выступаешь?

– Нынче на летнем чемпионате России по мотокроссу завоевал серебряную медаль. Решил немного отдохнуть. Вот купил доску сноуборда. Осваиваю. Заодно готовлюсь к этапу чемпионата России по снегоходному кроссу. Он состоится в ближайшие субботу-воскресенье в славном городе Сургуте. Милости просим.

– Мне эта Воронинская трасса шибко понравилась. Раньше, помню, движение по замысловатой дорожке было организовано по часовой стрелке, а сейчас – наоборот.

– Десять лет существует сей полигон, пришла пора переделать. Наняли бульдозер с хорошим машинистом. И всё переделали. Две недели здесь жил, работали денно и нощно. Исполнено в наилучшем виде. Причем за свой счет. В нашу федерацию входят 45 спортсменов. Каждый ежеквартально платит по 1000 рублей членских взносов. Отсюда и деньги на реконструкцию.

У юношей второй заезд развивался точь-в-точь, как и первый. Так они и стояли на подиуме: Антон Пестов на высшей ступеньке, далее Данил Робканов и Иван Хужин.

В классе «Открытый с шипами» никто не мог сравниться с мастерами спорта Семеном Рогозиным и Евгением Земсковым из Челябинска, третьим в этом классе стал кандидат в мастера спорта из Екатеринбурга Дмитрий Санников. Не так просто было бороться в классе «Ветераны» тюменцу Сергею Дмитриеву. Ему, безразряднику, противостояли мастера спорта Андрей Юровских (г. Заречный) и Михаил Демидов (г. Екатеринбург). В первом заезде Серей лидировал, но все-таки уступил звездам, получив в итоге «бронзу».

В командном зачете первое место присуждено сборной Тюменской области, второе – у свердловчан.

– Тюмень – гостеприимный город, здесь ежегодно проводится 6 чемпионатов области и этапы чемпионата России по мото- и снегоходному кроссу. Мероприятия всегда проходят без сучка-задоринки, – отметил судья высшей категории Владимир Васильев. – Дай Бог, чтобы и впредь было в том же духе.

Но напоследок автора весьма огорчили. Оказывается, на следующий год региональная Федерация не заложила в планах ни одного мероприятия. Дело в том, что Минспорта РФ требует сертификат на сооружения. А эти трассы с трамплинами раскинулись: часть на федеральных землях, часть на землях сельхозназначения. Своего-то «пятачка» у общественной организации нет. Вопрос не по плечу региональной Федерации мотоспорта. Впору к губернатору обращаться. Как-никак трасса – это лицо области.

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/