И чего только не взваливают женщины на свои плечи: дом, работа, забота о семье. И везде-то надо успеть. Татьяна Николаевна Балебко преподаёт в Александровской средней школе иностранный язык. Ей можно сделать искренний комплимент: симпатичная женщина, уверенная, энергичная. На ходу отвечает на приветствия коллег, учеников, сама что-то спрашивает, нет-нет да и улыбнётся в ответ собеседнику. А улыбка у неё очаровательная, глаза выразительные, блестящие. Такой, наверное, и нужно быть учительнице.
Татьяна Николаевна считает свой выбор дела жизни правильным и вовсе не случайным. Пиетет к профессии передался от мамы, ветерана педагогического труда А.М.Часовой. Долгие годы она преподавала александровским мальчишкам и девчонкам математику. Но не зря же говорят, что бывших учителей не бывает. Александра Михайловна не замкнулась в четырёх стенах, по-прежнему энергична и бодра, частенько приходит в школу, помогает коллективу педагогов как может. Её опыт работы на профессиональном поприще огромен и неоценим. Готовится вступить на учительскую стезю уже третье поколение педагогической династии. Старшие дети Татьяны Николаевны – Евгений и Елена – получают сейчас образование в Ишимском педагогическом институте. Вот такая получилась тесная связь поколений.
«Сын да дочь – красные детки». Если следовать подобной модели материнского счастья, то у Татьяны Николаевны его имеется в два с половиной раза больше: Евгений – Елена, Владимир – Анна и любимец всей семьи – маленький Ванюшка. Дети – её гордость. В этой большой семье всё от мамы зависит. Речь идёт о гармоничном сплетении внимания, любви, строгости и взаимопонимания. «Беда не по лесу ходит, а по людям». Так уж жизнь повернула, что Татьяне Николаевне одной приходится воспитывать пятерых деток.
– Я им помогаю, а они мне. Получилась у нас замкнутая цепь, и разорвать её нельзя. Володя, средний сын, учится сейчас в 11 классе. Четыре года подряд летом трудился в местном потребительском кооперативе на заготовке кормов. На заработанные им средства приобретаем ему одежду и всё, что необходимо к школе. Он уже чувствует себя взрослым человеком, во всём помогает мне. Анюта находится на надомном обучении, инвалид детства. Все мы её очень любим. Она маленькая хозяюшка в доме. Я знаю, что к моему приходу на столе будет стоять чайник с горячей водой, посуда вымыта, кровати заправлены, в доме порядок наведён. Бывают и нелёгкие периоды в жизни. Как никто из детей, она по глазам всё увидит, почувствует, поймёт, обнимет и пожалеет, – с трогательными, нежными нотками в голосе рассказывает мама о своих детках.
Что такое работа в сфере образования? Ежегодно новые нормативы, кипы бумаг, занятия с детьми, классные часы, консультации, подростковые проблемы, внеклассная работа и прочее, прочее, прочее. Рабочий день насыщен до предела. Ещё накануне его, утром, всегда выкроит Татьяна Николаевна время, чтобы настроить свою детскую гвардию на позитивный лад: и пошутит, и посмеётся, и даже раза два-три поймает мяч, брошенный ей шаловливым Ванюшкой. Умеет она вовремя поддержать своих ребят. Причём независимо от производного: радость эта от достигнутой цели или огорчение из-за каких-то возникших сложностей. Всегда находятся у неё нужные слова, как говорится, в тему, от которых становится теплее, обретается уверенность. Мама может и покритиковать, заставить задуматься над чем-то, что-то переосмыслить и прийти к решению самостоятельно. Всё, что она делает, вроде не так просто, и одновременно, если вдуматься, просто до гениальности.
– Вот приду на урок, ребёнок не готов, в последующие занятия – такая же картина. Невнимание родителей к детям – это большая, серьёзная проблема. Выход здесь есть – любовь. Но она не должна быть слепой, настоящая требует очень больших усилий, это нелёгкий труд. Детьми надо заниматься, принимать участие в их жизни, «врастать» в их проблемы, характеры. Одеть, обуть, накормить – это слишком мало, – делится своими мыслями Татьяна Николаевна. – Хочу привести вам одно интересное высказывание: «От трёх до пяти лет ребёнок – царь, с 5 до 15 – слуга, а с 15 – друг». Да, это действительно так. Под словом «слуга» подразумевается такое понятие, как «заслужить». Большую часть лета Володя трудился в кооперативе на сенозаготовках. Это довольно тяжёлая работа. Он проявил себя как личность, заслужил моё уважение, окружающих людей. Я очень рада этому.
В большой семье к такому воспитанию – одновременно строгому, доброму, полному участия, внимания и любви – относятся как к естественной, само собой разумеющейся, жизни. Никто не может обойтись здесь без маминой душевной чуткости, стремления понять, помочь. Соединившись в единое целое, все эти компоненты ведут к материнскому и детскому счастью. И даже само слово «с-часть-е» показывает, что человек является частью чего-то большего, в данном случае – дружной и сплочённой семьи.
Фото Игоря ШМАКОВА