Медиакарта
3:48 | 24 декабря 2024
Портал СМИ Тюменской области

Подорвать экономическую основу коррупции

10:23 | 14 декабря 2011
Источник: Призыв

2011 год ознаменовался принятием на федеральном уровне ряда законодательных актов, направленных на дальнейшее совершенствование государственного управления в области противодействия коррупции. Среди них Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ, который радикально изменил подходы в наказании взяточников. Нечистых на руку чиновников решено бить по самому больному для них месту – карману. Законом введены кратные штрафы за взятки. Размеры штрафов варьируются от 25 тыс. рублей до 500 млн рублей. Основная цель закона – подорвать экономическую основу коррупции, чтобы брать взятки было невыгодно. Буквально несколько дней назад, 3 декабря, вступил в силу Федеральный закон от 21 ноября 2011 года №329. В соответствии с ним банки, налоговые регистрирующие органы обязаны представлять, при наличии соответствующего запроса, сведения по операциям, счетам и вкладам чиновников. Данным законом закреплено новое основание увольнения со службы – это утрата доверия. Государственный (муниципальный) служащий может быть уволен со службы в связи с утратой доверия, если он представил заведомо недостоверные сведения о доходах, занимался предпринимательством или на платной основе участвовал в деятельности органа управления коммерческой организации…

Одним из главных направлений антикоррупционной деятельности правоохранительных органов является противодействие наиболее опасным проявлениям коррупции – коррупционным преступлениям. В текущем году при координирующей роли прокуратуры района выявлено одно преступление коррупционной направленности. Прокуратурой Юргинского района уделялось большое внимание соблюдению законодательства о государственной и муниципальной службе, ведь оно содержит механизмы, призванные предупреждать коррупцию среди чиновников. С начала года прокуратурой района проведено девять проверок (в прошлом году – 9), выявлено 43 нарушения закона, из которых в сфере противодействия коррупции – 2, в сфере бюджетного законодательства – 7, в сфере государственной и муниципальной службы – 27. Внесено 16 представлений, по результатам рассмотрения которых 14 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности.

По-прежнему наибольшее число нарушений допускается при декларировании чиновниками своих доходов. За представление недостоверных деклараций чиновник может быть уволен со службы в связи с утратой доверия. Важной мерой предотвращения коррупционных правонарушений является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. В правовых актах органов власти не должно содержаться норм, создающих условия для коррупционных проявлений. По результатам проведённых правовых экспертиз в 23 нормативных правовых актах выявлены коррупциогенные факторы. Принятыми мерами прокурорского реагирования они исключены из правовых актов и их проектов.

В текущем году прокуратурой Юргинского района установлены факты нахождения на руководящих должностях муниципалитетов лиц, представивших при трудоустройстве фальшивые дипломы о высшем образовании. Так, по сути, на основании внесённых актов прокурорского реагирования, в связи с подложностью представленных дипломов, был вынужден оставить занимаемую должность глава администрации Юргинского района, а также глава Агаракского сельского поселения и двое муниципальных служащих администраций поселений ввиду несоответствия требованиям закона, предъявляемым к лицам, замещающим данные должности. Учитывая многочисленность и существенность выявляемых прокуратурой нарушений закона в сфере государственной и муниципальной службы, данная работа продолжается и сейчас при выявлении значимых нарущений нами в актах реагирования ставится вопрос о соответствии конкретного служащего занимаемой должности.

Несмотря на предпринимаемые нами меры, размещение государственных и муниципальных заказов продолжает оставаться одной из самых коррупционноёмких сфер деятельности. При этом нарушения в данной сфере носят скрытый, коррупционный характер и допускаются на различных стадиях размещения заказов, что требует постоянного пристального внимания со стороны правоохранительных и контролирующих органов, принятия адекватных мер реагирования. Наиболее существенными как для бюджета, так и для населения являются нарушения, допускаемые непосредственно на стадии исполнения контрактов – это незаконное продление сроков исполнения обязательств; изменение цены контракта; необоснованное освобождение подрядчиков, поставщиков от ответственности; подписание фиктивных актов приёмки выполненных работ; оплата за фактически невыполненные работы, не поставленные товары.

С учётом позиции руководства страны и в целях предупреждения коррупционных правонарушений прокуратура предпринимает все возможные меры по обеспечению соблюдения законодательства о государственной и муниципальной службе.

Реализация Национального плана противодействия коррупции невозможна без деятельного участия средств массовой информации, с помощью которых предполагается сформировать в обществе нетерпимое отношение к коррупции.

Автор: А. ШАНДЫРОВ, прокурор района, младший советник юстиции