Медиакарта
2:07 | 26 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Марш несогласных

Марш несогласных
12:06 | 15 декабря 2011
Источник:

В Москве прошёл массовый митинг против фальсификации выборов

Основное событие, или, как говорят, фишка недели, – массовый митинг на Болотной площади против фальсификации выборов, который отозвался многочисленным митингом в Санкт-Петербурге и откликнулся немногочисленными в десятках городов страны.

Первоначально предполагалось, что московский митинг, который планировалось провести на площади Революции, будет немногочисленным (в заявке значилось 300 человек). Однако в социальных сетях о готовности идти на митинг заявило более 55 тысяч человек.

После этого и начались организационные проблемы. Мэрия Москвы предложила перенести митинг на Болотную площадь, и это предложение тут же раскололо организаторов и участников на два непримиримых лагеря. Первые доказывали, что уступать властям нельзя, вторые говорили, что главное – заявить несогласие с итогом выборов, а на какой именно площади – не так важно.

В четверг поздно вечером в состав заявителей были включены сопредседатели незарегистрированной Партии народной свободы Борис Немцов и Владимир Рыжков, и им по обновленной заявке был согласован митинг на Болотной площади. Но это лишь усугубило раскол: глава «Другой России» Эдуард Лимонов заявил, что поведет соратников только на площадь Революции. Его поддержала лидер движения в защиту Химкинского леса Евгения Чирикова.

Чтобы избежать проведения сразу двух акций, неизбежных задержаний, а также того, что далеко не все хотят идти на несанкционированные акции, организаторы отправились на новые переговоры в мэрию.

Ответственный за разрешение акции заместитель мэра Александр Горбенко предлагал тем, кто приедет на площадь Революции, не зная, что митинг перенесен, организовать бесплатные автобусы. В ГУ МВД Москвы это предложение поддержали. Организаторы от автобусов отказались, настаивая, чтобы люди могли свободно пройти на Болотную площадь. После почти четырехчасовых переговоров мэрия согласилась.

Митинг был назначен на 14 часов. Александр Горбенко предложил организаторам два маршрута прохода к Болотной площади. «Проход будет свободным, никто никого задерживать не будет, но ехать лучше сразу на Болотную площадь», – ссылаясь на Горбенко, два дня без устали сообщали различные, в том числе, официальные СМИ.

Планировалось, что на площади Революции участники митинга соберутся к 14 часам. Тем временем на Болотной площади толпу будет разогревать группа «Рабфак», которая прославилась этой осенью сатирической песней «Наш дурдом голосует за Путина». После этого начнется митинг, где, кроме политиков, выступят телеведущий Леонид Парфенов, писатели Борис Акунин и Дмитрий Быков. Наблюдать за ходом митинга будут члены президентского совета по правам человека и члены общественного совета при ГУ МВД Москвы.

Получилось как по-писаному. Через четверть часа после того, как Борис Немцов во главе колонны людей, «ошибочно» принявших площадь одной революции за площадь другой, ушел на Болотную площадь, на площади Революции остался Эдуард Лимонов. С ним было ещё человек пятьдесять соратников и столько же журналистов, которых Немцову увести с собой не удалось.

– Мне стыдно, – говорил Лимонов, – что я здесь один! Чирикова хотела – и где она! –Меня нисколько не поколеблют тысячи людей, которых сманили на Болотную площадь! Победа придет в результате бескомпромиссности! Это всегда тяжело – быть в одиночестве! Но ничего! Один раз людей обманут, а второй раз они за Немцовым не пойдут!

Лимонов беспокойно оглядывался по сторонам. В стороне, на самом краю тротуара, расположился человек, который размахивал стягом, где чуть ли не бисером было вышито «Слава Руси!».

– Я здесь один, как и Лимонов, – объяснил он. – Я воюю за то, что не надо идти на Болотную. На Болотную не пойду, потому что не хочу быть 301-м. Не поняли? Здесь разрешен митинг на 300 человек. И если я ушел туда, значит, я здесь лишний, 301-й!

Он испытующе смотрел на журналистов: поняли ли те его логический маневр, живописует «Коммерсант».

Тем временем митинг на Болотной площади начался, и люди подходили и подходили. Они шли мимо длиннейших плакатов «Обманутые дольщики Климовска!» и «Бездомные Обухова!». «С днем оранжевой революции!», «Власть – миллионам, а не миллионерам!»... Лозунгов было море. Тут давали пропагандистскую литературу различных, в том числе экзотических, партий и пели частушки 1990-х годов.

Здесь же была группа националистов с желто-черными знаменами. Они скандировали свои лозунги, не обращая внимания на то, что в это время неслось со сцены. Националистов было много, на вопросы журналистов они не отвечали, сосредоточившись на своём.

Ещё больше было футбольных фанатов ЦСКА и «Спартака». В какой-то момент они зажгли «файеры» и пустили дымовую шашку: возможно, показалось, что кто-то из выступающих на отдаленной трибуне, происходящее на которой их мало интересовало, забил гол.

Между тем тех, кто пришел на митинг, можно было смело разделить на две группы: на тех, кто в первый раз стал субъектом уличной демократии, выяснив все для себя необходимое из «Твиттера» и «Фейсбука», и на всех остальных. К первой группе относились молодые люди от 18 до 35. Они были явно не бездомные, точно неглупые, искренние и хорошо позавтракавшие, в конце концов.

Чем ближе к сцене, тем больше митинг напоминал светскую вечеринку, где «были все» (выделялись одетые не по погоде девушки из глянцевых журналов). Тут же выяснилось, что вокруг масса недовольных: усилением микрофонов и неубедительным оформлением сцены (дизайн-проект следующего митинга взял на себя журнал «Афиша»).

С этим митингом вообще произошла удивительная вещь: прийти сюда оказалось модно. Это тренд сезона. Да что там: это была вечеринка года! И те, кто не пришел, наверняка будут жалеть: «Не успела с детского утренника ... И как туда одеваются, не знаешь?..». Профессиональные сплетницы, то бишь светские обозревательницы, вдруг навострились в политику. Аналитики отмечают именно этот феномен, в котором может убедиться каждый, стоит лишь заглянуть в Интернет.

Однако были на митинге и профессиональные революционеры. Борис Немцов, не остывший после своего выступления, жарко говорил одному из ведущих журналистов:

– Ты передай там, передай!.. Сколько, они говорят, Госдеп нам перечислил? Девять миллионов? Или сотни?! Так я тебе скажу, сколько это стоило! Хочешь, скажу?! Триста тысяч! Сцена с усилителем и реклама на «Эхе Москвы»!

– Рублей?.. – засомневался тот.

– Еще бы! – уточнил Немцов. – «Солидарность» и «Левый фронт», два организатора.

– А платили только вы?

– С «левых» деньги брать грех, – разъяснил Немцов.

Писатель Борис Акунин выдвигал с трибуны свои умеренные, как он выразился, требования: отменить итоги выборов в Москве, распустить Мосгордуму и во что бы то ни стало выбрать мэра, даже если им окажется Сергей Собянин. О неумеренных требованиях господина Акунина можно строить только догадки.

Хорош был один из лидеров «Справедливой России» Геннадий Гудков, который пообещал сдать свой депутатский мандат. Правда, сделает он это только после того, как отнимет депутатские мандаты у членов «Единой России».

Леонид Парфенов произнес речь, сравнимую с той, что была произнесена перед телевизионщиками год назад (часть выступления показали по «ящику»). Наблюдатели отмечают, что речь была даже лучше, поскольку, в отличие от той, имела благодарную аудиторию.

– Я начал говорить про Вологодскую область, – рассказывал Парфенов, – и слышу, как снизу, из толпы, кто-то, как только услышал слово «Вологодская», сразу закричал: «Слава Руси!», ну и ему сразу и говорят: «Да заткнись ты!».

Так участники митинга отсекали крайности. Слово «революция» в устах нескольких выступавших было встречено неодобрительным свистом. Митингующие из социальных сетей, видимо, ценили нажитое непосильным трудом или уже даже то, что они ещё только могут нажить.

После того как сошел со сцены, Парфенов обмолвился, что сильно жалеет о том, что забыл, говоря о голосовании в Вологодской области, сказать одну фразу: «Выборы там были приготовлены на чистом вологодском масле». Что имелось в виду, он не пояснил.

Тем временем ведущий Владимир Рыжков сообщил, что «здесь уже 85 тысяч человек»:

– Спасибо, Москва! Спасибо, Россия! – воскликнул он.– Я прошу вас в следующий раз привести с собой всего по три человека, и нас будет уже 250 тысяч!

Вскоре оказалось, что можно и не напрягаться: через десять минут сам Рыжков сообщил, что на площади 150 тысяч человек. Если бы митинг, с которого люди уже активно уходили (он, справедливости ради надо отметить, продолжался почти три часа), шел ещё минут двадцать, то выяснилось бы, что требуемые 250 тысяч уже в наличии.

На самом деле на Болотной площади и её окрестностях, по подсчетам профессионалов из «Левого фронта», было не больше 30 тысяч человек. И это очень большая цифра.

Глава Союза советских офицеров Евгений Кобышев заявил со сцены:

– Мы хотим вернуть себе свою Родину! Докладываю: 80 процентов офицерского корпуса ненавидят министра обороны и главнокомандующего! Мы должны идти к возвращению собственности трудовому народу и к дружбе между народами! Да здравствует советская власть!

Кто-то возле моста, не расслышав, о чем речь, обрадованно поддержал Евгения Кобышева. Большинство огорченно загудело: такие люди, как Кобышев, сильно портили отличную вечеринку.

Потом слово дали девушке, которую назвали «женой политзаключенного Верзилова».

– Меня назвали женой политзаключенного Верзилова, – сказала она. – Но ведь мои подруги-феминистки не поймут этого! Я пришла передать вам привет от всех лесбиянок, геев и транссексуалов!

Толпа онемела.

– Да, – продолжила отчаянная девушка, – они тоже на этой площади, среди вас!

Люди непроизвольно стали с подозрением оглядывать друг друга.

– И их уже чуть не избили другие протестующие! Нельзя этого делать!.. Я выступаю за безлидерный протест! Только когда у нас каждый будет лидером, настанет прекрасное будущее!..

– Завершим декабрь так: над Кремлем – наш флаг! – предложил поскандировать Владимир Рыжков.

Нельзя сказать, чтобы митинг ухватился за это предложение. В резолюции: немедленное освобождение всех политзаключенных, отмена итогов сфальсифицированных выборов, отставка главы ЦИК Владимира Чурова, регистрация всех оппозиционных партий и проведение новых выборов.

Словом, полный букет.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ