Медиакарта
9:27 | 1 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Чтобы у всех был полный стол

Чтобы у всех был полный стол
10:18 | 16 декабря 2011
Источник: Светлый путь

Ещё в 1974 году Генеральной Ассамблеей ООН был введён термин «продовольственная безопасность». А с середины 90-х годов прошлого века, после принятия Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности, этот вопрос стал широко обсуждаться и у нас в стране, благо, поводов тому было предостаточно.

О теории продовольственной безопасности

Что это такое и с чем его едят, каковы критерии этой самой безопасности? Л. Рожкова – заведующая кафедрой теории и истории государства и права, профессор МГУТУ и Н. Пачулия – доцент кафедры теории и истории государства и права в обобщённом виде оценку состояния продовольственной безопасности определили по:

-физической доступности продовольствия – наличие продовольственных продуктов на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте;

-экономической доступности продовольствия – уровень дохода независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления;

-безопасности продовольствия для потребителей – прекращение производства, реализации и потребления некачественных продуктов, способных нанести вред здоровью населения.

Всё это, как видится, не так заумно, как могло показаться на первый взгляд, но значение продовольственной безопасности при этом преуменьшать не стоит, поскольку её потеря в масштабе государства ведёт к уязвимости экономической безопасности и, как следствие, к потере безопасности Российского государства вообще.

Понимая это, многие страны приняли законы, защищающие не только собственные рынки и национального производителя, но и национального потребителя. А у нас после многолетнего обсуждения Президент РФ утвердил ещё только Доктрину продовольственной безопасности России – направления и пожелания, так сказать, будущей деятельности, но это не закон. Может быть, нас успокаивает относительно высокая степень продовольственной безопасности. Но отведённое нам британской аналитической группой место почти на 50 пунктов уступает Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии, тем же США, Канаде, Германии и Франции.

К тому же, европейские ветеринары аттестовали на право поставки продукции в ЕС всего восемь российских мясных и молочных предприятий, в то время как поставлять продукцию на российский рынок имеют право 3600 европейских производственных структур. В результате основой нашего экспорта в Европу остаётся морская рыба и морепродукты. Вот и получается, что ервопейцы за прошлый год продали в Россию различной сельскохозяйственной и продовольственной продукции на 8 млрд. евро, а это в девять раз превышает наш экспорт. Государственная Дума летом 2009 года констатировала, что население обеспечивается продуктами питания отечественного производства на 50-52 процента, а крупные промышленные центры зависят от поставок извне на 70-80 процентов. На ввоз импортного продовольствия Правительство Российской Федерации ежегодно затрачивает 22-26 млрд. долларов, тем самым поддерживая зарубежного товаропроизводителя. Создаётся такое впечатление, что оттуда, где больше всего должны бы радеть о продовольственной безопасности и поддержке собственного товаропроизводителя, денежки за кордон и уплывают.

В этой связи некоторые регионы стали предметно заниматься собственной продовольственной безопасностью по всем направлениям её обеспечения. И «круглый стол» по теме «Обеспечение продовольственной безопасности Тюменской области: проблемы и перспективы», инициированный комитетом областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, прошедший 16 ноября 2011 года, стал ещё одним шагом в этом важном государственном, не побоюсь этого слова, деле.

Кто они, участники «круглого стола»?

Состав участников «круглого стола» получился весьма представительным. Помимо Ю. Конева – председателя комитета областной Думы по аграрным вопросам и земельным отношениям, открывшего заседание, в обсуждении приняли участие: заместитель председателя Тюменской областной Думы В. Рейн, заместитель губернатора, директор агропромышленного комплекса Тюменской области В. Чейметов, заместитель губернатора Тюменской области С. Дегтярь, советник губернатора области, председатель Тюменского отделения Российского аграрного движения В. Ковин, директор департамента потребительского рынка г. Тюмени А. Канов, руководитель Управления Федеральной службы Роспотребнадзора по Тюменкой области Г. Шарухо, заместитель руководителя Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам С. Палевич, директор некоммерческого партнёрства «Производители сельскохозяйственной продукции и продовольствия Тюменской области» Н. Силкачёв, председатель производственно-торговых предприятий Тюменской области Р. Цицкиев, проректор Тюменской сельскохозяйственной академии О. Шевелёва и ряд других товарищей, радеющих за наполнение нашей продовольственной корзины качественными продуктами и в нужном ассортименте.

Основные принципы государственной политики продовольственной безопасности, как уже упоминалось, закреплены в Доктрине, утверждённой Указом Президента, помимо плана мероприятий по реализации её положений, намечена концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2020 года.

Есть информация о том, что уже летом будущего года Россия всё-таки вступит в ВТО, и комплексная программа участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области сельского, рыбного хозяйства и продовольственной безопасности, подкрепляющая Доктрину, является совсем не лишней, поскольку, нравится нам это или не очень, готовиться к вступлению в общий рынок надо загодя. Большое место отведено основам государственной политики в области здорового питания населения.

Кормим себя и других

Цепочка обеспечения продуктами питания начинается с поля, огорода, фермы, личного подсобного хозяйства, водоёма. Затем переработка, торговые сети, а тут уже и мы с вами – рядовые потребители этих самых продуктов у прилавков стоим.

Если иметь ввиду производство, то по крайней мере в Уральском Федеральном округе Тюменская область, что называется, впереди планеты всей – полностью обеспечивает себя продуктами питания, за исключением рыбы и рыбопродуктов. Уровень производства основных продуктов питания на душу населения в Тюменской области в 2,5-3 раза выше среднего показателя по Уральскому округу. В нашем регионе производится около 1000 видов продуктов, что обеспечивает годовой товарооборот продовольственных товаров более чем на 27 млрд. рублей. А ежегодный прирост объёмов производства продовольственной продукции составляет 5,5 – 8,5 процента.

Значительная часть продукции вывозится за пределы области: 120 тыс. тонн молока – 22 процента от общего объёма производства, 350–400 тыс. тонн зерна – больше трети произведённого, 800 млн. штук яиц – 70 процентов от объёмов производства, 120–140 тыс. тонн картофеля – пятая часть от выращенного.

В то же время наша область ввозит как импортные, так и произведённые в других регионах товары. Их доля на региональном рынке составляет около 30 процентов, в то время как по областному центру этот показатель зашкаливает за половину. Видимо, потребителя не всегда устраивает ассортимент и качество товаров с тюменской маркой. К тому же межрегиональная кооперация на агропродовольственном рынке подразумевает рациональный обмен товарами.

Покупаем – продаём

Помимо производства и переработки продовольствия, важным звеном является продажа товара. По данным органов местного самоуправления, на 1 октября 2011 года в Тюменской области 8890 объектов торговли с торговой площадью 1021,7 квадратных метра, свыше 650 объектов оптовой торговли, 44 розничных рынка с 6797 торговыми местами, 1912 предприятий общественного питания на 113,8 тыс. посадочных мест. Обеспеченность торговыми площадями в области составила 764,2 квадратных метра на 1000 человек, что выше утверждённого норматива минимальной обеспеченности населения, который составляет 503 квадратных метра на 1000 жителей.

В то же время, если предприятия розничной торговли между городом и селом делятся 50х50 процентов, то 60 процентов рынка, 95 процентов оптовой торговли сосредоточено в городах области. При этом на сельские муниципальные образования приходится всего 11 процентов оборота розничной торговли. Жители отдалённых, а тем более труднодоступных населённых пунктов, не понаслышке знают, насколько убого выглядит торговый сервис в глубинке, и больше надеются на самообеспечение, что, говорят в верхах, тоже не значит плохо.

В дополнение к Федеральному закону «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» принято постановление Правительства РФ, согласно которому рост цен на один или несколько социально значимых продовольственных товаров первой необходимости за месяц не может составлять 30 и более процентов, иначе это может стать поводом для контроля и регулирования цен на эти продукты Правительством Российской Федерации. Существуют и ограничения в торговой наценке.

А если повышать цены не на 30, а, скажем, на 25 процентов ежемесячно? За год это удорожание на сколько потянет? Всё это стало предметом обсуждения участников «круглого стола».

Нас, рядовых потребителей, в какой-то степени может удовлетворить факт принятия правительством Тюменской области ряда нормативных документов как правовой базы продовольственной безопасности. Ещё в 2009 году принято постановление «Об утверждении порядка декларирования отпускных цен на социально значимые продовольственные товары, изготовляемые и реализуемые в Тюменской области». В феврале 2011 года принято постановление «О предельных размерах торговых надбавок к ценам на некоторые виды продовольственных товаров». Дополняют постановления распоряжения правительства о региональной программе по развитию торговли, создании межведомственной комиссии по контролю за ценовой политикой и защите прав потребителей и ряд других документов. Сейчас дело только за тем, чтобы эти документы не остались благими пожеланиями, а заработали. Может быть они где-то в чём-то и не совершенны, но самое основное – нормативно-правовая база продовольственной безопасности у нас в области есть и она развивается.

Немаловажное значение имеет не только масса предлагаемых продуктов, их цена, но и качество товара. Здесь, надо сказать, контроль особый.

На контроле - качество и безопасность продуктов

В целях обеспечения безопасности продуктов животного происхождения Управление Россельхознадзора по Тюменской области, Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам только за 9 месяцев текущего года проверило 13113 транспортных средств и более 166 тыс. тонн ввозимой на реализацию продукции и кормов. В ходе проверок выявлено 812 нарушений законодательства, задержано 724,4 тонны продукции и кормов, а также 139 голов животных и птиц. После дополнительного лабораторного исследования по причине несоответствия ветеринарно-санитарным требованиям уничтожено 1,6 тонны продукции животного происхождения. Виновные в нарушениях лица понесли административное наказание в виде штрафа на сумму 333,5 тыс. рублей.

Специалистами управления систематически проводятся лабораторно-диагностические исследования сырья животного происхождения, предназначенного для производства пищевых продуктов. Кроме того, проводятся мониторинговые исследования по заразным болезням животных.

Не дремлет и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Руководством к действию для неё является распоряжение Правительства Российской Федерации «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года», Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания и санитарным правилам Сан ПиН».

В ходе проверок специалистами службы выданы предписания об изъятии из оборота некачественных продовольственных товаров в количестве 11,05 тонны. Основной причиной является отсутствие документов, подтверждающих качество продуктов, и истёкший срок хранения. Проверяется также продукция и на выходе предприятий-производителей. По результатам проверок молокоперерабатывающих предприятий составлено восемь протоколов об административных правонарушениях. Сумма административных взысканий составила 92000 рублей. Подобные проверки проводятся на мясоперерабатывающих, на рыбоперерабатывающих предприятиях и меры к нарушителям принимаются не менее суровые. Например, по фактам нарушений требований санитарного законодательства при производстве рыбной продукции и законодательства о защите прав потребителей вынесено 81 постановление о наложении штрафов на сумму 557400 рублей.

Есть слабое звено?

Наш потребитель на себе испытывает все недочёты в системе обеспечения этой самой продовольственной безопасности. Тут и перебои с некоторыми товарами продовольственной группы, когда об ассортименте и речь не заходит, и скачкообразный рост цен на некоторые или целую группу товаров не так редки, как хотелось бы, случаи предложения в торговой сети некачественных продуктов или с просроченным сроком хранения.

Участники «круглого стола» что-то постановить или тем более обязать не могут, поэтому было принято решение о рекомендациях Тюменской областной Думе и правительству Тюменской области продолжить работу по насыщению рынка качественными продовольственными товарами в необходимом объёме и широком ассортименте.

Автор: Сергей МАСЛЕННИКОВ