Пытаясь разыскать родственников солдата Михаила Кушина, мы познакомились с мужем сестры Михаила Ефимовича – Павлом Филипповичем Уженцевым. Фотографий, к сожалению, у него не сохранилось, но Михаила он помнит как спокойного, доброго парня. История же семьи самого Павла Филипповича оказалась трагичной и похожей на истории тысяч крестьянских семей, на чью долю пришлись страшные годы репрессий.
Трагедия семьи Уженцевых
Тысяча девятьсот сорок шестой год, д. Щучья, в дверь старой покосившейся избушки стучится высокий, седовласый, с бледным лицом мужчина, в руке чемодан, перевязанный толстым шнуром.
– Здесь живут дети Прасковьи Дмитриевны Уженцевой? – простуженным голосом спрашивает человек.
– Здесь, - с опаской глядя на незнакомца, с дрожью в голосе отвечает 17-летний Павел Уженцев. Незнакомец поставил чемодан, сел на завалинку, закурил.
– Я привез привет от вашей мамы…
Пауза, подошли сестры и брат Павла, волнение, слезы радости и горечи одновременно охватили всех собравшихся.
Слушая рассказ гостя, дети ни на минуту не усомнились, что этот человек действительно знает их маму, которую в последний раз они видели в 1937 году. Незнакомцем, привезшим весточку от родного человека оказался зять Буденного, как он сам себя назвал, безвинно попавший под жернова коммунистических репрессий. Имя его стерлось за десятки лет, а в памяти этот благородный человек остался.
Из его рассказа дети многое узнали о сильной женщине, у которой в расцвете лет вырвали пятерых детей и отправили в лагерь за полярный круг, на землю Франца-Иосифа. Жизнь и там шла, мама работала швеей, так как умела рукодельничать с детства, кормили там неплохо, но условия жизни ужасные, простуда, цинга. Объект, где трудились заключенные, был секретным, и оттуда, по словам рассказчика, никто живым не возвращался, так и случилось. И самое главное – маму оклеветали, Якобы, когда был жив ее муж, они прятали оружие для белогвардейцев, что на самом деле – полный бред.
Истинная причина в другом: семья Уженцевых в деревне Щучья, была крепкой, трудолюбивой. Отец Филипп Васильевич держал 18 лошадей, которых одновременно мог снарядить и в поле, и в дорогу, а это 18 комплектов сбруй и прочего снаряжения. На таких мужиках Россия держалась. Пришла революция и началось тотальное разорение крепких крестьянских хозяйств. Сердце Филиппа не выдержало, и в 1933 году глава семьи умер, оставив пятерых детей – младшему Павлу было тогда 4 года. А в 37-м забрали и мать. На войне погиб старший брат – Михаил. А в 56-м году посмертно была полностью реабилитирована мама.
Павел. Вся жизнь в большом труде
Оставшись в 4 года без отца, а в 8 лет без матери и без дома (в 37-м семейное гнездо забрал колхоз), Павел не пошел воровать, бродяжничать. Его приютили добрые люди. Уважаемое было семейство Уженцевых в Щучьем, не дали мальчишке умереть с голоду. Закончив 3 класса, пошел работать в колхоз. Клеймо – сын кулака – довлело над молодым парнем многие годы. Своим трудом доказывал, что он полноправный гражданин. В 41-м началась война, почти все мужики ушли на фронт и все тяготы колхозной жизни легли на плечи подростков. Двужильный, так называли Павла односельчане. А после войны, когда мужики стали возвращаться, Павел уже был бригадиром. Шло время, присмотрел себе невесту из хорошей щучьин-ской семьи Кушиных – Анну Ефимовну. Полтора года дружили, но своего дома не было, и тогда председатель колхоза посоветовал:
– Пиши заявление о выкупе из колхоза вашего семейного дома, думаю, правление пойдет навстречу.
Так и случилось. Родной дом вновь приобрел законного хозяина. Тут и свадьбу сыграли. Родились Нина и Леонид, дети выросли, нашли себя в жизни.
Павел Филиппович по-прежнему трудился, получил права тракториста, водителя, пахал, сеял, на комбайне убирал урожай, бригадирствовал, возглавлял МТМ. Добился больших трудовых показателей, был награжден всевозможными грамотами районного, областного, российского значения, медалями за труд и освоение целинных и залежных земель, а в феврале 1975 года ему присвоили орден «Трудового красного знамени». Уходя на пенсию от колхоза им. Ленина заслуженному ветерану подарили автомобиль «Газ-24».
8 марта 2012 года Павлу Филипповичу Уженцеву исполнится 83 года. К нему до сих пор ходят земляки спросить совета, поговорить, справиться о здоровье. Сейчас у него уже и внуки, и правнуки, которые на лето приезжают в деревню Щучья на свою историческую родину, повидать деда, послушать рассказы о той жизни, про которую они читали в книжках, да видели в кино.
В конце беседы с нашим корреспондентом Павел Филиппович обронил фразу, что у Уженцевых большая родня и есть даже Герой России, внучатый племянник Сергей Уженцев, но это уже другая история…