В феврале нынешнего года на прилавках тюменских магазинов появилось козье молоко из Нижней Тавды. В отличие от аналогичной продукции, поступающей из европейской части России, срок его хранения измеряется не месяцами, а всего восемью днями.
Это свидетельствует о минимальной термической обработке и максимальном сохранении его полезных свойств. Для продукта диетического питания это важнейшее конкурентное преимущество.
Из сорока тонн молочной продукции, производимой молочным заводом, козьего молока - всего двести литров, можно сказать, капля в море. Но для того чтобы изучить спрос и спрогнозировать рентабельность нового направления, по мнению генерального директора ООО «ПК «Молоко» Ильназа Исмагилова, такого объёма достаточно. Уже сейчас, после нескольких месяцев работы, многое ясно. Например, понятно, что реальный потребительский спрос кратно превышает предложение, во многих торговых предприятиях его раскупают буквально в течение нескольких часов. Дело в том, что у детей нередко возникает аллергия на коровье молоко, на козье аллергических реакций, как правило, не бывает. Оно легче усваивается, поэтому лучше подходит для пожилых людей и ослабленных после болезни. Используется при лечении ряда заболеваний.
И самое главное - производство козьего молока рентабельно. Себестоимость его, конечно, выше, но и реализационная цена тоже выше. Литр коровьего поставляется в торговлю в среднем по цене 23 рубля, козьего — по 100 рублей. Сейчас на ферме в деревне Ивашкина всего 300 коз. Скупали их у населения, не особенно обращая внимание на породистость, главное, чтобы коза давала не меньше трёх литров в сутки. В России практически невозможно купить сразу такое количество чистопородных молочных коз. Но когда будет построена мегаферма на 4000 голов, в неё предполагается завезти животных самой продуктивной зааненской породы из-за рубежа. И тогда рентабельность ожидается даже выше, чем на коровьих мегафермах. Это как раз и должна была подтвердить малая ферма. Подтвердить и убедить. Кого? Экспертов банка и департамента АПК.
Ведь развивать козоводство в ООО «ПК «Молоко» рассчитывают при поддержке из бюджета.
Уже с 2006 года в нашей области действует программа развития молочного животноводства, которая предусматривает бюджетное софинансирование при строительстве мегаферм и оснащении их оборудованием от 30 до 70 % в зависимости от вида затрат. Племенной скот приобретается полностью за счёт бюджета. Кроме того, федеральная программа поддержки АПК предусматривает субсидирование части банковской процентной ставки. Региональная программа предусматривает софинансирование и при модернизации молокоперерабатывающих производств. Главное условие получения поддержки — финансовая устойчивость предприятия. Этому требованию отвечает ООО «ПК «Молоко», что позволило компании воспользоваться всеми предусмотренными субсидиями. За последние четыре года были введены две мегафермы: первая на 1200 голов коров, вторая — на 2400, построен и введён в строй новый молочный завод, оснащённый современным автоматизированным оборудованием.
Средний надой на фуражную корову в прошлом году превысил 7500 килограммов. Оправдала себя практика завоза импортного скота и в целом по области. Если средний надой на корову немногим более 5000 килограммов, то по импортному скоту свыше 7000. Кроме того, 15 ферм получили статус племенных репродукторов по голштино-фризской породе, то есть получили право продавать нетелей с племенными сертификатами и с племенной надбавкой. Появилась возможность постепенно заменить малопродуктивный скот в хозяйствах области за счёт внутренних резервов, а в перспективе - продавать нетелей по выгодным ценам в другие регионы.
Козья мегаферма на 4000 голов станет крупнейшей в России и при подтверждении племенного статуса будет обеспечивать высокопродуктивными животными хозяйства как внутри области, так и за её пределами. Руководители ООО «ПК «Молоко» специально посетили зарубежные предприятия такого направлении, определились с потенциальными поставщиками племенных животных, конструкцией мегафермы, технологиями содержания коз и переработки продукции. Теперь дело за тем, чтобы проект получил финансовую поддержку из бюджета.
На такую же поддержку рассчитывают в компании и при реализации проекта откормплощадки для бычков. Ведь от четырёх тысяч голов коров шлейф - почти 2000 в год. Можно, как это делают многие другие, избавляться от него, распродавая телят всем желающим, а можно скооперироваться и организовать доращивание и откорм.
Роль интегратора берут на себя в этом случае нижнетавдинцы. Партнёром выступило расположенное на той же территоррии СПК «Тура». За ним - корма и содержание бычков, за ООО «ПК «Молоко» - убой, переработка и реализация мясной продукции. В проекте откормплощадки есть цех по убою и переработке. Он необходим и для козьей мегафермы. Ведь шлейф козликов от четырёх тысяч коз составит также не меньше четырёх тысяч, плюс выбраковка не меньше тысячи в год. Диетическое козье мясо тоже найдёт своего потребителя и принесёт прибыль компании.
Главный кит
Экономическое благополучие ООО «ПК «Молоко» опирается на три кита: производство, переработка и реализация молочной продукции. Четыре года назад молочный завод и то, что осталось от колхоза «Большевик», объединились в одну производственную компанию. Теперь основа молочной отрасли - реконструированные помещения, доставшиеся от колхоз, и две мегафермы, три тысячи дойных коров и тысяча двести нетелей, недавно завезённых из США. СПК «Тура», как партнёр, обеспечивает кормами. Реализация - служба маркетинга и спецтранспорт для доставки продукции в торговые предприятия. Производство обеспечивает надёжную сырьевую базу, нет опасности, что поставщика переманит конкурент, заплатив на рубль больше за литр молока. А самое главное — можно влиять на качество сырья, не боясь испортить претензиями отношения с поставщиком. В условиях, когда переработчики испытывают дефицит сырья, всё это немаловажно. Дополнительные сложности появились у многих после того, как молзаводы обязали именовать на этикетках продукцию с добавлением сухого молока, получаемого, как правило, по импорту, напитком. У нижнетавдинцев такой проблемы нет — всё сырье натуральное, своё. Служба маркетинга обеспечивает обратную связь с потребителем, позволяет быстро переориентировать переработку на тот ассортимент, который востребован торговлей. Доставка готовой продукции собственным транспортом обеспечивает минимальное время от изготовления до магазинной полки. Для товаров со сроком хранения, ограниченным несколькими днями, это очень важно.
И всё же главный кит — это переработка. Именно здесь создаётся основная доля прибавочной стоимости. С молочного завода всё начиналось. Он был пущен в 1945 году. Но старый завод, несмотря на модернизацию, отстал от времени. Теперь его оборудование готовится к консервации. Главный технолог Елена Самусева ведёт по цехам нового завода, расположившегося рядом со старым, на той же территории, и объясняет разницу. Во-первых, мощность нового завода в два с лишним раза больше: сто тонн против сорока. Во-вторых новое оборудование позволяет на фасовке быстро переходить с одного вида продукции на другой, при ассортименте в 25 наименований это немаловажно. Даже небольшая партия козьего молока - всего 200 литров - не тормозит процесс. На переналадку фасовочных линий не требуется теперь столько времени и столько обслуживающего персонала, как прежде. Гибкость производства и запас мощностей позволяет оперативно реагировать на запросы торговли. Буквально за несколько лет картина на рынке молочных продуктов Тюменской области сильно изменилась. Усилилась конкуренция между производителями, покупатель стал более требователен. Это заставляет расширять ассортимент. Нижнетавдинский завод производит только семь наименований молока коровьего, ещё восемь молочнокислых продуктов, три наименования сметаны, два творога, три сорта сыра, а всего 25 наименований.
Каждая компания выбирает своё направление специализации. Одни стараются произвести продукцию как можно дешевле, ориентируясь на людей с невысокими доходами, другие делают ставку на продукты с максимальными сроками хранения. Технологические процессы на заводе в Нижней Тавде ориентированы на максимальное сохранение полезных качеств молочных продуктов. Термическая обработка сырья длится всего 25 секунд при температуре 90 градусов. Полностью отказались от применения различного рода загустителей и химических заквасок, сухого молока. Запущены в производство диетические продукты с бифидобактериями «Бифиленд» и «Бифилайф». В сентябре начал выпускаться кумыс из кобыльего молока. В целом продукция получается не самая дешёвая, она ориентирована на потребителя, который выбирает качественный товар и готов за качество платить. Козье молоко естественно вписывается в линейку таких продуктов. Компания занимает около четырёх процентов на рынке молочных продуктов юга области. Это не так много, но уже есть свои покупатели, и если учесть, что только за прошлый год рост продаж составил 39 процентов, то очевидно, что интерес к нижнетавдинской продукции растёт, а соотношение между ценой и качеством выбрано верно.
Сейчас многие товаропроизводители озабочены предстоящим вступлением России в ВТО. Конкуренция на продовольственном рынке усилится. Но если и повезут к нам из Евросоюза или Китая молочную продукцию в большем, чем теперь, объёме, то уж, конечно, не с малым сроком хранения - ниша останется за местными товаропроизводителями. Это тоже имеют в виду нижнетавдинцы, выбирая направление развития. Что касается молочного козоводства, то, конечно, тягаться с Евросоюзом, где 12 миллионов молочных коз или с Китаем, где их 150 миллионов, не приходится. В России, по данным сельхозпереписи, их всего 300 тысяч. Причем только 12 процентов из этих трёхсот содержатся в товарных хозяйствах, где продукция отправляется на переработку. Короче говоря, на момент переписи в России было десять крупных козьих ферм, где молоко подвергалось термической обработке и фасовалось. Все они были сосредоточены в европейской части России и в основном около Москвы и Петербурга, на эти города и приходится основная доля продаж козьего молока, включая импортное. Это и понятно: уровень жизни здесь выше, чем в среднем по стране, больше людей могут себе позволить купить полезное, но дорогое козье молоко. За Урал много отправляется фасованного козьего молока с длительным сроком хранения, произведённого в Марий Эл под маркой «Чистая линия». Что касается Евросоюза и Китая, то они уже присутствуют на нашем рынке. Все качественные питательные смеси для детей первых месяцев жизни, поставляемые оттуда, приготовлены на основе сухого козьего молока. Российские производители детского питания закупают его там же. Скорее всего, зарубежные поставщики свою нишу рынка российским производителям не отдадут, даже если коз у нас станет больше, но и с фасованной продукцией недлительного срока хранения придут вряд ли. Козья мегаферма в Нижней Тавде на 4000 голов может стать крупнейшей в России. Но найдётся ли потребитель на такое количество дорогого продукта (литр стоит почти как килограмм мяса)? Руководство ООО «ПК «Молоко» уверено: да. Тюменская область вместе с округами не сильно уступает по уровню доходов тому же Питеру, рядом – города-миллионники Омск, Екатеринбург, Челябинск.
Большое начинается с малого
Заведующий козьей фермой Риваль Каримов хотя специального образования не имеет, но всю жизнь работает в животноводстве, дома держит овец, как большинство жителей Ивашкина (живут здесь в основном татары), но с дойными козами всё оказалось не так просто. Закупали их у населения, никаких доильных аппаратов они не видели, попробуй приучи заходить таких в доильный станок. Поначалу молоко имело специфический запах. Нашли в Интернете, что надо держать производителя отдельно, чаще менять подстилку, правильно подстригать шерсть на вымени. Свои особенности имеет и сам процесс доения и выпойки козлят, их ведь приходится отбивать от мамаш. Учиться пришлось всем: и заведующему, и работникам фермы.
В известной детской потешке есть слова: «Идёт коза рогатая за малыми ребятами», но на ферме в Ивашкиной много коз безрогих, это один из признаков зааненской породы. Ещё - серёжки на шее. Но полностью отвечающих породным качествам не так много. Есть серёжки, но с рогами, нет рогов, но нет и серёжек. Сам Р.Каримов находит животных нескольких пород, точнее, помесей. Вот условно зааненские, вот альпийские, вот русские, есть даже пара похожих на мегрельских.
Вообще-то молочное козоводство — это новое хорошо забытое старое. В России молочных коз держали с древности. Если мать умирала в родах, или у неё не было молока, спасти ребенка могла кормилица или коза. Потому что напоить новорожденного коровьим молоком - верная смерть для него. Позже медики выяснили, что хотя коровье и козье молоко по содержанию белка и жира близки, но ведут себя в желудке человека по-разному. У новорожденных коровье молоко образует плотный сгусток, который вызывает заворот кишок, козье створаживается, как и материнско, хлопьями. Коровье усваивается на 65 процентов, козье - на 95. Часть жиров из козьего молока непосредственно всасываются в кровь без участия желчи, почему его рекомендуют людям с больной печенью. Гиппократ и Авиценна в своих медицинских трактатах рассматривали козье молоко как лекарство при целом ряде заболеваний и рекомендовали употреблять его людям с ослабленным здоровьем. Интересно, что не только детям, но новорожденным детёнышам хищников козье молоко может заменить материнское, почему при большинстве зоопарков держат и молочных коз.
Козы русской породы, составляющие основную часть поголовья на ферме в Ивашкиной, тоже неплохие, но они больше подходят для личных подворий. Их селекцией под содержание на крупных фермах, доением аппаратами никто не занимался. Другое дело - зааненская порода, выведенная в Швейцарии. Разводят там, конечно, и коров, но немало горных пастбищ, где можно пасти только коз. Да к тому же и сыр из козьего молока ценится дороже. Словом, природно-климатические условия заставили. Есть свои местные породы молочных коз в Греции, Испании, Франции, Германии, Грузии, но все-таки лучшая для крупных комплексов - безрогая, очень спокойная зааненская. Так же, как голштино-фризский скот в молочном животноводстве. Вот почему зааненских коз выбрали для будущей мегафермы.
Небольшая ферма в Ивашкиной должна решить сразу несколько задач, в том числе - подготовить кадры для будущей мегафермы, и выявить проблемы. Не случайно здесь мы встретили заведующего лабораторией ветеринарных проблем Всероссийского НИИ ветеринарной энтомологии и арахнологии Михаила Левченко.
Направление его работы — защита мелкого рогатого скота от паразитов и гнуса. Бывшая сотрудница лаборатории Виктория Зелди теперь трудится здесь ветврачом, одновременно продолжает научную деятельность. Её сейчас беспокоят случаи развития маститов у коз, важно выявить причины. То ли они - в условиях содержания, то ли что не так в процессе доения. Необходимо отработать систему мероприятий для предотвращения заражения паразитами, особенно кокцидиями. До 2013 года, на который намечен пуск мегафермы, времени осталось немного. Всё надо успеть.