Медиакарта
7:22 | 20 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Научиться учить

14:31 | 16 декабря 2011
Источник: Наша жизнь

В одном из выступлений Президент России Д.А. Медведев подчеркнул, что первоочередной задачей образования является привлечение молодёжи для работы в российских школах. «Это должно стать нашим приоритетом, чтобы школы наполнились энергией молодых», – отметил Дмитрий Анатольевич. О том, как работают молодые специалисты в школах Казанского района, рассказывает нашему корреспонденту Тамаре НОСКОВОЙ заведующая методическим кабинетом отдела образования Казанского муниципального района Л.В. КУТЫРЁВА.

– Любовь Вениаминовна, какие трудности возникают у молодых учителей, которые пришли после окончания высшего учебного заведения в школу, и какие основные задачи стоят перед ними?

– Школа – это мир, в котором есть свои обычаи и правила. Приступив к работе, молодой педагог понимает, что знания, полученные им в институте, конечно же, хороши, но это только теория, а в жизни всё сложнее! Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, научиться грамотно и эмоционально говорить на уроках, постараться заинтересовать детей своим предметом. Коротко говоря, научиться учить. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией школы.

Нередко молодые учителя не уверены в своих силах, возникают проблемы с дисциплиной на уроке. Конечно, уверенность в себе, умение организовать класс и удержать дисциплину постепенно приходят к учителю. Хорошо, если в этот период рядом с ним окажется мудрый наставник.

Знаю, что в Казанском районе в 2011/12 учебном году активно реализуется проект «Наставничество – путь к профессии». Какова его суть?

– Статус молодого педагога закреплён за теми, чей педагогический стаж составляет не более 3-х лет. В этом учебном году в школах района работает 29 молодых педагогов, 14 из них приехали работать в школы в этом году, 9 педагогов проработали 1 год.

В рамках проекта проявили себя следующие учителя-наставники: Т.А. Набокова (Большеярковская школа), Е.В. Волоконцева (Смирновская школа), Е.Н. Пастухова, С.В. Михайлова (Новоселезнёвская школа), О.П. Иоч, Н.В. Худякова, Т.М. Неживых, Т.Г. Десятова (Казанская школа), Л.И. Санникова, И.В. Иванова, Т.Г. Ташланова (Огнёвская школа), Т.Н. Белова, Н.Н. Десятова, М.И. Ширин (Ильинская школа), Н.В. Маслова, Ю.А. Ковалёва, И.Б. Салинова, Р.В. Бурмистрова (Грачёвская школа).

Большой опыт работы с молодыми специалистами имеют Большеярковская, Казанская и Новоселезнёвская школы. На базе Новоселезнёвской школы проходят районные занятия «Школы молодого педагога». Руководит ими учитель начальных классов О.Н. Новикова. Этот опыт работы был обобщён и представлен на областном уровне.

В ноябре этого года была организована неделя молодого педагога. Расскажите, какие мероприятия прошли в рамках недели?

– В Новоселезнёвской средней школе были проведены мастер-классы учителем истории Казанской школы Н.Н. Барнёвой, учителем русского языка и литературы Новоселезнёвской школы Л.А. Русиной, заведующей районным методическим кабинетом Л.В. Кутырёвой. Психологический тренинг подготовила психолог Н.В. Бакаева.

В рамках недели молодые учителя провели уроки в своих школах, выступили перед коллегами со своим педагогическим дебютом. Особую активность проявили молодые педагоги Е.В. Литвинец, М.А. Пелымских (Грачёвская школа), И.С. Сухарёва, Е.В. Вальтер (Ильинская школа), О.Н. Ташланова (Огнёвская школа), М.В. Менщикова М.В., И.В. Валов, А.А. Бердова, В.С. Дёмин, Т.В. Огнёва, А.Ю. Харламова (Казанская школа), Е.В. Метальникова, А.А.Токарева, Л.В.Черепанова (Новоселезнёвская школа), Е.Н. Селянкина (Смирновская школа).

В рамках недели молодого педагога также проводился конкурс по четырём номинациям, 13 молодых педагогов приняли участие в конкурсе. Активно включились в конкурс педагоги Казанской, Ильинской, Грачёвской, Большеярковской, Огнёвской школ. Отрадно отметить, что учитель английского языка Казанской школы А.А. Бердова приняла участие во всех номинациях.

Некоторые молодые педагоги приняли участие в областных конкурсах. Расскажите об этом.

– Учитель физической культуры Казанской школы Н.В. Рябова успешно выступила на областном конкурсе «Мастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы». Учитель математики и информатики Новоселезнёвской школы Е.В. Метальникова активно включилась в организацию исследовательской работы со школьниками. В 2010 году работа её ученика была опубликована в научно-методическом сборнике Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова по итогам научно-практической конференции «На пути к открытиям». А в этом году ещё одна работа была представлена на областной конференции «Шаг в будущее». В ноябре нынешнего года семья Метальниковых из Новоселезнёво приняла участие в областном конкурсе молодых семей.

Что ещё проводится в рамках проекта «Наставничество – путь к профессии»?

– В рамках проекта проводится большая работа по привлечению молодых специалистов в школы района. По инициативе начальника отдела образования Т.В. Хевролиной мы активно взаимодействуем с Ишимским государственным педагогическим институтом имени П.П. Ершова. В конце ноября ректор ИГПИ выступал на аппаратном совещании директоров школ. Преподаватели института рассказали о перспективных направлениях работы вуза и выразили готовность активно сотрудничать со школами района, родительской общественностью.

Общественность региона активно включилась в работу с молодыми педагогами. Тюменская межрегиональная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ, совет ветеранов педагогического труда Тюменской области совместно с департаментом образования и науки в целях активизации в образовательных учреждениях работы по профессиональной педагогической ориентации школьников, воспитанию будущих учителей, а также помощи молодым специалистам объявили областной смотр-конкурс «Наши учащиеся – наши коллеги». Молодые специалисты пришли работать в село. Нужно поддержать их. Поддержать всем – районной администрации, педагогической общественности, родителям. Школе нужны молодые активные, творческие педагоги. Наша задача – помочь им в профессиональном становлении, в овладении профессией.