Голышмановская детская школа искусств оживает после обеда. Дети спешат сюда после основных школьных занятий. В одном из классов встречает ребятишек Светлана Павловна Щиклина. Она обучает рисованию воспитанников ДШИ. Родившись в семье преподавателей школы искусств, творческих и талантливых людей, Светлана просто не могла не связать жизнь с миром искусства. В восемь лет она стала посещать в ДШИ занятия по игре на фортепиано. В один прекрасный момент Светлана поняла, что её душа просит абсолютно другого. И, будучи подростком, сделала свой окончательный выбор – перешла в класс рисования. После окончания одиннадцатого класса восемь лет она совершенствовала художественные навыки. Так Светлана решила сама, когда поступила в Тюменскую академию культуры и искусства на отделение народного художественного творчества, имея за плечами диплом об окончании педагогического колледжа по профессии преподаватель изо и черчения.
– Музыкантов в нашей семье достаточно, – сказал тогда Павел Алексеевич Щиклин и одобрил выбор дочери.
Родители всегда поддерживали Светлану во всех начинаниях. Её старшая сестра окончила в своё время ДШИ по классу фортепиано, младший брат играет на аккордеоне. Никто из них в дальнейшем не связал свою профессию с миром искусства, только Светлана. Со своими способностями она могла бы стать дизайнером или пойти в аспирантуру, но выбрала работу с детьми.
– Мне с ними интереснее, – призналась Светлана Павловна. – Люблю наблюдать за ростом художественного мастерства каждого ребёнка. Буду рада видеть моих воспитанников среди призёров выставок.
Осенью ученики Светланы Щиклиной участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Тюменский звездопад», где она в прошлом году стала лауреатом третьей степени в возрастной категории от восемнадцати до двадцати пяти лет со своим творением «Дары Сибири». Это одна из любимых её картин. Ещё в числе фаворитов серия работ «Сирень», разнообразные натюрморты и пейзажи. Рисует Светлана не только к урокам или на выставки, но и для души.
– В основном, для работ использую масляные краски, реже применяю акварель и гуашь, – рассказала она. – Это лучший вариант сохранить полотна дольше. Для того, чтобы написать достойную картину, мне нужны вдохновение и настрой. В такие мгновения рисунок мысленно представляется мне. Потом переношу задумки на бумагу.
На творчество Светлану вдохновляет природа, поэтому она частенько проводит с учениками выездные уроки. Летом, в преддверии столетия посёлка, они рисовали храм и фонтан. Эту практику Светлана переняла у своего педагога Сергея Александровича Струнникова, когда вместе с ним рисовала этюды на улицах Тюмени.
– Прохожие практически не давали нам работать, – вспоминала она, – заглядевшись на холст, просили написать их портреты. Ученику для создания хорошей картины, прежде всего, необходимо трудолюбие. Это основное качество, которое поможет ему в художественных начинаниях. Мне же для удачного рабочего дня необходимо просто провести урок с пользой и суметь заинтересовать детей.
Для этого Светлана применяет различные формы и техники рисования – карандаши, аппликации, пальчиковую живопись. К старшеклассникам подход более профессиональный – графика, батик (рисование по шёлку), натюрморт – всё, что потребуется им при поступлении в вузы на художественные специальности. С текущего учебного года в школе искусств этим навыкам обучают в специально сформированной группе дизайна.
У Светланы Павловны есть также группы эстетического направления в общеобразовательных школах. Выезжает она с уроками в деревни района:
– У нас много одарённых детей, у кого-то талант просто ещё не раскрыт. С сельскими ребятами мы проходим те же темы, что и в ДШИ. Единственное, невозможно привезти им наглядные материалы.
При планировании уроков Светлана Павловна обращается к дополнительной литературе, в том числе и к Интернет-ресурсам. В начале педагогического пути ей помогла учебная практика в тюменских центрах дополнительного образования.
– Я не жалею, что выбрала эту профессию, – призналась Светлана. – Она выручает меня в жизни. Стоит начать рисовать, и все невзгоды уходят на второй план.
Светлана Павловна Щиклина не только хорошо рисует, но и обладает навыками профессионального педагога. Она способна привлечь внимание детей к своему предмету. Светлана учит воспитанников видеть и изображать мир во всех его красках.
Фото Павла Ложкина