Ещё в апреле Госдумой был принят Федеральный закон №69, в котором определены новые правила для таксистов. Они действуют уже с 1 сентября, а с 1 января тех, кто не будет соблюдать требований этого закона, ждёт административная ответственность. До наступления «часа пик» остаётся несколько дней. Чтобы голышмановским таксистам беспрепятственно перевозить пассажиров и в следующем году, необходимо соблюсти ряд условий. О них рассказывает начальник отдела экономики и прогнозирования Администрации района О.П. Швецов. Именно органам местного самоуправления переданы государственные полномочия по выдаче разрешений и контролю.
В соответствии с новым законом правом на перевозку пассажиров легковым такси обладают только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Очень важный момент: автомобиль у них должен находиться в собственности либо быть купленным в лизинг. В Голышмановском районе сегодня работают четыре фирмы, оказывающие услуги такси, – «Апельсин», «Вояж», «Плюс» и «Лада». Все они выполняют по сути функции диспетчерской службы, не имея в собственности транспортные средства. И работают с владельцами частных автомобилей на договорных отношениях. Пока в Администрацию района не поступило ни одного обращения и заявления на выдачу разрешений.
– Олег Петрович, что же необходимо для его получения? Сколько оно будет стоить?
– Разрешения будут выдаваться на каждое транспортное средство сроком на пять лет. Постановлением Правительства Тюменской области определён размер платы за выдачу разрешений – 2000 рублей, за выдачу дубликата – 200 рублей. Юридическое лицо или предприниматель обязаны обеспечивать техническое обслуживание и ремонт, проводить контроль технического состояния автомобиля перед выездом на линию, обеспечивать прохождение водителями предрейсового медицинского осмотра. То есть для получения разрешения предприниматели должны предоставить договоры с медицинским учреждением и станцией технического обслуживания, которые будут осуществлять эти функции. Также, согласно требованиям, легковое такси должно проходить государственный осмотр каждые шесть месяцев, должно иметь на кузове цветографическую схему – композицию из квадратов контрастного цвета, опознавательный фонарь оранжевого цвета, также такси в обязательном порядке должно быть оборудовано таксометром.
– Лично я поддерживаю новый закон. Считаю, что он призван обеспечить безопасность пассажира. Бывает, садишься в такси, и всю дорогу такое ощущение, что автомобиль вот-вот развалится. И за такой «комфорт» приходится платить 70 рублей. Логичнее было бы платить за каждый километр пути, а у нас плата за такси – разовая. На соседнюю улицу добраться либо на другой конец посёлка – сумма одинаковая. Наверное, наличие таксометра предполагает регулирование цены?
– Кстати, вопросы ценовой политики ни в федеральном законе, ни в Постановлении Правительства Тюменской области не прописаны. Сегодня это определяет рынок. Таксометр – тот же кассовый аппарат, который должен выдать чек потребителю за оказанные услуги.
– Наступит 1 января, и все службы такси закроют? Как вы будете контролировать исполнение законодательства?
– Пока у нас официально зарегистрированного такси нет, ни одного разрешения не выдано. Рычаги воздействия – административная ответственность и не только для водителей, но и для юридических и должностных лиц. К примеру, за перевозку пассажиров водителям, не имеющим при себе разрешения, будет выписан штраф в размере 5000 рублей. За незаконную установку на автомобиле опознавательного фонаря легкового такси юридическому лицу придётся выложить 500 тысяч рублей. Контроль на дорогах за соблюдением законодательства будут вести органы полиции. Мы, как надзорный орган, будем контролировать тех, кто получил разрешение на перевозку пассажиров. Спустя год по согласованию с прокуратурой мы вправе провести плановую проверку. Если будут поступать обращения и заявления о нарушениях законодательства, будем проводить внеплановые проверки.
Новые правила диктует федеральный закон, который призван упорядочить деятельность служб такси. А каково мнение самих таксистов? Голышмановцы давно привыкли к их услугам.
Владимир Сергеевич Корзан таксистом работает два года. Хотя конкуренция в посёлке большая, заказов хватает. По договорам работают у Владимира 12 водителей на собственных машинах. Он им предоставляет заявки, рацию, антенну, «шашечки», водители платят 13 рублей с каждой заявки и 70 рублей в смену за аренду рации. Владимир уже обращался к О.П. Швецову за консультацией и обеспокоен дальнейшей судьбой службы такси.
– Самое проблематичное в получении разрешения – это то, что автомобили должны быть в собственности. У меня нет средств, чтобы приобрести сразу столько машин. В лизинг их брать тоже не выгодно. Выдаю водителям сейчас комплекты рации, и половина оборудования уже не работает. Автомобили отдавать тем более ответственно. Нагрузка большая, водители меняются – а техника нет. Разговаривал с коллегой из города – у него через год половина машин вышли из строя. Заключение договоров с медиками и механиками перед рейсами – требование обоснованное и выполнимое, но дорогое, за каждого водителя надо заплатить 50-100 рублей. При таких условиях, если и останутся такси в посёлке – то цена за проезд будет очень высокой.
Как добавил О.П. Швецов, на рассмотрении в Госдуме находится ещё один законопроект, который даст возможность для перевозки пассажиров и багажа использовать транспортные средства на основании договора аренды. Предприниматели надеются, что в закон всё-таки будут внесены поправки, которые позволят и дальше существовать службам такси.
Фото Павла Ложкина