Медиакарта
14:15 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Граблями по пробкам

Граблями по пробкам
11:42 | 20 декабря 2011
Источник:

Момент давний – то есть 1601 год от Рождества Христова. Мэр города Тюмени Лука Щербатов, едва взойдя в офис, вызвал менеджера, то бишь подьячего Евстафия, и молвил:

– Такой с утра поимел конфуз! Еду, значит, в контору, а навстречь тройка воеводы Ваньки Сукина. Так ведь едва оглоблями не стукнулись. Но заднее колесо у тарантаса того… развалилось… Ты пиши, песье рыло, и вельми в грамоту опосля присобачить! Значит, так: «Городскую дорогу измерить. А буде измерена и описана на 200 сажен по обе стороны, надлежит определить, сколько построить ямских избушек… Да, и скорость езды обозначь в планте: по городу при хорошей погоде 10 верст в час, при мокроте – 6 верст. При провозе нарочного с пакетом можно и 12 верст. И скажи этим чертям из Ямской слободы, чтоб изладили достаточный просвет между направлениями!»

В последующие 410 лет вопросы транспортной инфраструктуры в Генеральный план развития стольного града Тюмени не вносились. Нынче Омский институт «Градъ» разработал новый генплан. Вообще-то мировая практика последних лет такова: сначала прокладывают магистрали – автомобильные и железные дороги, трамвайные и троллейбусные линии, а затем вокруг них строят жилые дома, возводят заводы. Увы, в нашем государстве все обстоит с точностью до наоборот.

Но у нас-то всё можно поправить. Только надо прислушаться к мнениям местных архитекторов, транспортников, экологов. Кстати, ценную информацию почерпнул, будучи на заседании коллегии экологов Общественного совета г. Тюмени. С докладом и замечаниями выступили известные среди профессионалов люди как с высокими научными степенями и званиями, так и без оных. Это Т. Германова, Б. Елькин, С. Косухина, В. Станкевский, Б. Чижов, В. Чимаров.

Воздух в нашем любимом городе далеко не амбре. Не стану утомлять и нервировать читателя цифровыми показателями того, чем подкармливаем организм при каждом вдохе. Мы уже привыкли. И только отдельные граждане просто шалеют, изредка попадая на дачи, – ну, не успевают акклиматизироваться. Лучшим средством поплохевшему земляку служит не кислородная подушка, а выхлопная труба легковушки. Просто анекдот! В своих предложениях о принятии кардинальных мер по оздоровлению обстановки экологи записали: «Основным источником загрязнения атмосферного воздуха является автотранспорт. Неудовлетворительное содержание городских дорог, отсутствие объездов для грузовиков, неисправности светофоров, наличие пробок на дорогах».

Между тем властные структуры делают все от них зависящее в плане координации деятельности транспорта. Одна только реформа, проведенная пару месяцев назад, чего стоит. Ведь сразу вздохнули свободно. Серьезно говорю. До этого пассажиров возили 1152 подвижные единицы: 644 большегрузных автобусов и 608 маршруток. По советским нормам, которые, вроде бы действительны по сию пору, для такого города, как Тюмень, необходимы 582 единицы – по штуке на каждую тысячу населения. Ну, 120 единиц сократили. Автобусов. Правда, начальники ориентировались не на охрану окружающей среды, а на экономию, ведь городской пассажирский автотранспорт во всем мире дотационный. Много у нас пенсионеров и ветеранов труда, которых возят бесплатно…

Чего уж, добираться на работу и обратно стало проблематично. Сорок «лайнеров» вернули на линии. Но в салонах всё еще тесно. Я, автор, вчера, в час пик в автобус 15-го маршрута втиснуться не смог. Но едва отъехал этот, тут же прибыл другой, почти пустой, следом – ещё… О чем это говорит? Машины скопились в какой-то пробке, теперь следуют пачкой.

Кандидат технических наук Б. Елькин привел строчки из научной работы, которую ТюмГАСА выполняла по заданию комитета по экологии администрации города в 1998 году: «Бессистемное решение транспортных проблем привело к тому, что магистрали в условиях интенсивной автомобилизации населения не соответствуют потребностям горожан. В начале 80-х годов средняя скорость легковых автомобилей в часы пик не превышала 14 км/час. К концу 20-го века положение еще более осложнилось: скорость легковых автомобилей сравнялась со скоростью пешехода. Километровые заторы наблюдаются на главных магистралях города – улицах Мориса Тореза, Республики, Герцена, Ленина. Экологическая обстановка здесь опасна для здоровья жителей».

Так из-за чего заторы? Ещё задолго до проведения «автобусной» реформы я изучал тему внедрения на транспорте ГЛОНАСС/GPS. В 9.00 мне была назначена встреча в ПАТП-1. Из дому вышел, рассчитывая прибыть на место минут за сорок до намеченного времени. Прибыл с опозданием на час. Посмотрели на монитор навигационной системы, а там просматривается пробища, протянувшаяся от завода медобороудования до перехода через Транссибирскую магистраль. Оказалось, что светофор отрегулирован так, что «зеленый» на улицу Тульскую горит в три раза дольше, чем на ул. Республики. Вполне рукотворный беспредел. Кому-то ведь надо было.

Три раза лично смотрел по тюменскому каналу передачу: на перекрестке улиц Малыгина и Холодильной шалит светофор. Но исключительно по причине заколдованного места – таинственная территория. Видите ли, это уже не руки, а духи. Сатана там правит бал. Ф.И.О. не указываются. А ведь мог бы режиссер докопаться до истины.

Я твердо убежден: не автобусы с маршрутками повинны в заторах. Если да, то лишь отчасти. Сейчас вся страна наблюдает за тем, как бывший губернатор Сергей Собянин борется с пробками в Белокаменной. Но по количеству автотранспорта на каждую тысячу жителей Москва занимает лишь 7-е место. Тюмень со своим 4-м местом далеко обгоняет центр государства. Короче, мы имеем на тысячу горожан 374 машины. Впереди лишь Владивосток, Красноярск и Сургут. В целом в бывшей столице деревень насчитывается 205681 машина. Под руки попались данные трехгодичной давности, с тех пор цифра, ясное дело, возросла.

А где бегать сей армаде? Где припарковаться. На днях мне надо было посетить по делам учреждение, именуемое ТОГИРРО и располагающееся по улице Советской. С товарищем нарезали круги вокруг конторы, пока нашли место, где приткнуться. Сколько бензина лишнего потрачено? Сколько нервов?

Ответственные люди решили расширить улицу Республики. Не от хорошей жизни. Тогда многие были против заманчивой идеи. Доктор технических наук, декан факультета «Автомобильные дороги» А. Шуваев возмущался:

– А пешеходам-то куда деваться?

Чего уж там, Анатолий Николаевич, ещё в начале прошлого века классики писали: «В большом городе пешеходы ведут мученическую жизнь. Для них ввели некое транспортное гетто. Им разрешают переходить улицы только на перекрестках, то есть именно в тех местах, где движение сильнее всего и где волосок, на котором обычно висит жизнь пешехода, легче всего оборвать. В нашей обширной стране обыкновенный автомобиль, предназначенный, по мысли пешеходов, для мирной перевозки людей и грузов, принял грозные очертания братоубийственного снаряда».

Вот улицу Республики расширили, раздалась она в плечах. А что имеем? Слово специалистам: «Расширение проезжей части улиц увеличивает количество машин в центре города и создает дополнительную нагрузку в местах пересечения с второстепенными улицами и внутриквартальными проездами. К тому же расширение – бесперспективный, тупиковый путь решения проблемы – дает лишь временную иллюзию улучшения ситуации… Как показывает опыт улицы Республики, дополнительно созданные полосы используются в качестве места для бесплатной парковки, а не для движения автотранспорта».

Экологов волнует не организация транспортного потока. Другое. На той же Республике под топор пошли яблони, на Профсоюзной и Мельникайте – сосны и липы. А ведь зеленые насаждения призваны оберегать граждан от выхлопных газов и шума. Машины бегают буквально под окнами. А воздух в наши квартиры попадает исключительно через форточки… По санитарным нормам фасады домов должны отстоять от проезжей части на расстоянии не менее 20 метров. Выйди, читатель, на магистраль, измерь: много там осталось до «красной линии»?

Да, расширять проезжую часть бесконечно нельзя, а рост количества транспорта бесконечен – ежегодное увеличение на 10 процентов. Богато живем! Экологи отмечают: «Не зная, как решить проблему, органы власти пренебрегают положительным международным опытом». Какой же это опыт? Далеко ходить не будем. Возьмем Германию, с которой у Тюменской области налажены крепкие культурные и экономические связи – впору консульство в Тюмени открывать. В этой весьма демократической стране с заторами справились, увы, далеко не демократическими методами.

Возьмем Мюнхен: прекрасные автобаны, классные авто, которые на «неметчине» традиционно ассоциируются со свободой, достатком и положением в обществе. И пробки в свое время были куда внушительнее тюменских. Но справились с этой напастью тем, что убрали личный транспорт из Большого Мюнхена. Как? Во-первых, ликвидировали бесплатные стоянки. В Мюнхене стоимость парковки авто у бордюра в течение рабочего дня составляет на наши деньги около 800 рублей, что в 8 раз дороже стоимости проезда по всей длине маршрута на автобусе или трамвае. Ввели крутой налог на горючее, подати на топливо составляют в Германии 80 процентов стоимости бензина. И практичный бюргер пересел на общественный транспорт, ездит на велосипеде, ходит пешком – раньше за пакетом молока отправлялся на «Мерседесе» или BMW.

В Мюнхене созданы пешеходные зоны, представляющие собой сеть соединенных между собой улиц в городском центре и основных районах оживленной торговли. Личные автомобили не могут пересекать границы таких зон. По улицам и параллельно им проложены велосипедные трассы.

Ну, похерить бесплатные стоянки, поднять цену на бензин – это без проблем, это за нами не заржавеет. А как сделать так, чтобы в Тюмени без всякой нервотрепки и почти даром можно было добраться до любого магазина, офиса, стадиона, школы?..

У экологов есть предложения. Приоритетными на 2012-2014 годы считают строительство: восточного участка автодороги «Обход г. Тюмени», мостовых переходов через железную дорогу по улице Монтажников через Туру в районе так называемой Лесобазы, перехода через реку у ТюмГАСУ в направлении улицы Щербакова, сооружение тоннеля под Транссибирской магистралью в створе улицы Белинского с выходом на улицу Интернациональную, реконструкцию мостовых переходов в створах улиц Мельникайте и Челюскинцев. Неплохо бы «пробить» улицу Мориса Тореза параллельно улице Северной – по пустующим территориям бывших заводов.

Наши «зеленые» понимают, что в финансовом плане осуществление проектов не так просто, потому что, начиная с этого года, более чем на треть уменьшилась доходная часть областного бюджета. Поэтому полагают: можно отсрочить строительство многоуровневой развязки на пересечении кольцевой автодороги и Московского тракта. Конечно, тут я бы поспорил. Видите ли, власти приложили много сил, чтобы выкупить земли под развязку. Да, объект дорог. Но проект готов, можно приступать к сооружению в любой час и миг. А эффективность в плане устранения заторов в областном центре будет весьма велика. Я видел проектный эскиз развязки – весьма впечатляет! Просто будущее лицо областного центра!

Чего уж там, без дорогостоящих объектов капитального характера не обойтись. Но и без них можно выйти из положения. Возьмем город Дельфт в Нидерландах. От заторов здесь избавились следующим образом: как водится, не мытьем, так катаньем пассажиров перетягивают на общественный транспорт, который действует безукоризненно. Потому что, цитирую источник знаний: «Движение автобусов по расписанию контролирует специальный компьютер. Установленные на каждом перекрестке датчики посылают сигналы в банк управления данными, отслеживая каждый автобус в городе. Для того чтобы автобусы не выбивались из расписания. Эта аппаратура контролирует сигналы дорожных светофоров – продлевает время зеленого света, укорачивает время красного». Словом, работает ААСУДД – адаптивная автоматизированная система управления дорожным движением. И Тюмень стояла совсем близко от данной интеллектуальной транспортной штучки.

Десять лет назад светофорами в Тюмени стала заниматься всемирно известная германская компания Siemens. Не сама пришла, правительство области пригласило. И по названной тематике мы, что называется, шли впереди планеты всей. Представителей «Сименса» почему-то до городского тендера не допустили. Подозреваю, что к этому приложил руки местный транспортный департамент. Теперь его упразднили – чувствую, контора не справлялась с возложенными на неё обязанностями.

Сейчас вопросами дорог и транспорта занимается департамент дорожной инфраструктуры и транспорта администрации г. Тюмени. И возглавляет службу не милиционер, а профессионал-дорожник В. Смолин. Под его чутким руководством и вся уличная сеть, и все автобусы с маршрутками. Ранее над решением задач бились два никак не связанных друг с другом департамента. Короче, имеем основательные предпосылки для уничтожения заторов, в частности, улучшения работы транспорта в целом.

Но помощь извне нужна.

Первый заместитель председателя городской Думы Н. Романов, как свои пять пальцев знающий инфраструктуру, сказал:

– Надо создать институт контроля исполнения Генерального плана. Я не имею в виду заведение с громоздким штатом. Может, это будет частное бюро с парой сотрудников. Заключи договор с администрацией – и работай себе, с последующим отчетом перед тюменцами. Но на самотек важное дело бросать нельзя.

На заседании коллегии экологов мы сидели рядышком, видел, как Николай Владимирович пестрит ручкой листки с предложениями. Немного погодя мы отправимся к депутату за интервью. Но первым делом Романов заполнил выданную «зелеными» анкету. Там среди прочих такой вопрос: «Получаете ли вы удовольствие от поездки по городу на велосипеде?»

– И каков ваш ответ, Николай Владимирович? – интересуюсь.

Он так выразительно на меня посмотрел …

Автор: Юрий МАШИНОВ