Медиакарта
18:07 | 16 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

У Запада надо учиться внедрению

У Запада надо учиться внедрению
11:46 | 20 декабря 2011
Источник:

В Тюмени запущена установка по производству ультраволоконных фильтров для очистки воды и канализационных стоков. Совместная разработка ЗАО «СПИНОКС» и специалистов академических институтов является первой отечественной установкой такого рода. До сих пор подобные установки существовали скорее в виде лабораторных образцов.

Директор предприятия Андрей Горемыкин напоминает историю. Разработка ультраволоконных мембран в Советском Союзе началась в начале шестидесятых годов, с целью решения проблем космической тематики, в частности проблемы «искусственная почка».

На это был нацелен ряд институтов в Подмосковье и Москве, Казани, Санкт-Петербурге, Киеве; был создан целый кластер, который разрабатывал всю цепочку – от полимера (материала для получения мембран) до самих мембран. Все это было страшно дорого, но заказчик мог себе позволить.

В девяностые годы, когда направление лишилось заказчика, институты посыпались. Специалисты просто физически вымерли (многие были в годах, подобное потрясение смог пережить далеко не каждый), другие влачили жалкое существование, оказавшись никому не нужными, третьи, кому особенно повезло, уехали за границу, где организовывались масштабные производства.

В частности, работы по «искусственной почке» были «доведены до ума» в Голландии. История там такая, поясняет замдиректора по внедрению новых технологий Александр Соколюк. Изобрели фильеры (случилось это относительно недавно), на которых получили специальные нити и, методом прядения, из этого же материала, начали получать тонкое волокно. Потом, по чистой случайности, решили прокачать через волокно сначала просто воду, затем грязную воду. Оказалось, что оно прекрасно работает как фильтр.

Позже подобное волокно стали применять для очистки воды, соков, пива, а также нефтяных и других жидких сред. Понятно, что случилось это не в одночасье.

Словом, отечественная технология, зачастую вместе со специалистами, перебралась в Западную Европу, США и Японию, где ее удалось масштабировать.

Выпускник химфака МГУ Александр Соколюк, которому довелось плотно общаться с нашими старыми специалистами (они охотно передавали свой опыт) и поработать в Германии, наслышан о массе подобных историй.

Эту же собеседники напомнили потому, что технологические прорывы не приходят «сами по себе», они, пользуясь терминологией великого Ньютона, возможны только тогда, когда стоишь на плечах великих.

Директор и замдиректора показывают установку, способную с помощью специальных фильер выдавать мембранные трубки диаметром в миллиметр и длиной более двух метров. Таких трубок тысячи. На каждый фильтр, или, как здесь говорят, на каждый модуль, идет двадцать тысяч.

Создание модуля, поясняют специалисты, задача не менее сложная, чем производство самих трубок: все-таки двадцать тысяч, и они очень маленькие, надо расположить каждую так, чтобы чувствовала себя комфортно.

По сути, это большая «искусственная почка». Укомплектованный подобными трубками фильтр способен работать практически в самотечном режиме и очищать не миллилитры и литры жидкости, а сотни и даже тысячи кубометров.

Рассказ изобилует техническими подробностями: какие химические материалы используются для производства мембранных трубок (ведущие мировые производители используют примерно одни и те же материалы, «ноу-хау» является рецепт, его держат в тайне), какие размеры пор в мембранах (это зависит, в том числе, от рецепта), какие применяются растворы и так далее.

Рядом лежат два модуля, что находятся в работе. И я невольно замечаю, не напрасно ли хозяева вот так, открыто, демонстрируют технологию?

– Фильтры фирмы Dow Chemical (США) можно увидеть на любых международных выставках в разрезе – и так, и этак, – это не тайна. Рядом ходят китайцы, индийцы, кто угодно, и не могут воспроизвести. Тайной является именно рецепт. У каждого производителя он свой. Без серьезного научного подхода рецепт получить невозможно. В этом вся суть, – поясняет Соколюк.

Для очистки жидких сред, просвещает он, используются мембраны трех типов: нанофильтрационные (размеры пор от 5 до 15 нанометров), ультрафильтрационные (от 15 до 100) и микрофильтрационные (более 100 нанометров; нанометр – десять в минус девятой степени метра).

При очистке воды применяют либо ультрафильтрационные, либо микрофильтрационные мембраны, которые, очищая воду от вредных веществ, сохраняют полезные соли (чтобы зубы не портились). Есть, конечно, и осложненные случаи. К примеру, если надо очистить воду от веществ типа кремния (серьезная проблема), то используют ультрафильтрационные мембраны. А если «просто железо» (на такой воде сидит весь Север и многие районы юга области), то подойдут и микрофильтрационные мембраны.

– В каждом конкретном случае подбирают соответствующий тип, – итожит директор.

По старой доброй российской традиции, пилотная установка отправилась на один из оборонных заводов Уральского федерального округа (сложные загрязнения, связанные с ракетными технологиями, в том числе барий).

Первую промышленную установку (тоже традиция, хотя не такая старая) решено построить в Тюменской области, на очистных сооружениях Новой Заимки (до этого там работал один из новосибирских институтов, который использовал добротные традиционные схемы, потом произошла заминка и, как следствие, переторговка; в итоге, под эту же цену удалось завернуть ультрасовременную технологию).

По словам разработчиков, она не уступает по эффективности американским и европейским, а по отдельным показателям превосходит. Не говоря уже о цене.

Собственно, цена стала основной преградой для широкого применения современных зарубежных установок на отечественных коммунальных объектах. На юге области таких объектов буквально единицы (директор назвал один из санаториев).

В той же Новой Заимке мощность очистных сооружений 750 кубометров в сутки, «закупку установок подобного масштаба в зарубежном исполнении не потянет ни один районный бюджет», замечает он.

– Допустим, ну а китайские установки? – пользуясь подходящим случаем, осведомляюсь я. Собеседники заулыбались. – Нет, существует же Китай промышленный, который производит те же ноутбуки, и Китай непромышленный....

– Промышленный Китай – это трюк. Нет Китая промышленного и непромышленного. Есть американские, западноевропейские, южнокорейские и японские предприятия, расположенные в Китае, но там и цена соответствующая. А есть остальной Китай, который «тырит» технологии, где только может, не заморачиваясь в научных изысканиях и технологических изысках. Результат соответствующий, – говорит Горемыкин.

– Когда за рубежом речь заходит о Китае, обычно вежливо улыбаются, не более. И у нас сейчас картина примерно такая же, потому что многие уже обжигались, – добавляет Соколюк.

В качестве гипотетического примера Андрей Горемыкин берет очистные сооружения в Ялуторовске, где есть молочно-перерабатывающий комбинат, который регулярно промывает емкости растворами на основе щелочной среды.

Мембраны ведущих мировых производителей надежно работают на всей линейке «Рh»; китайские же – более-менее надежно только в нормальной среде. В щелочной или кислотной среде они работать не могут. Если поставить в Ялуторовск китайские мембраны, то они со временем попросту растворятся, получится каша, поясняет Соколюк.

Поэтому Китай, о котором много говорят, пример, по мнению собеседников, неудачный, с точки зрения технологий. Технологии разрабатываются в развитых странах. В Силиконовой долине едва ли не второй основной язык – русский.

Если же возвратиться к мембранам, то здесь приоритет отечественных разработчиков несомненен. Другое дело, что разработки не смогли «довести до ума» и внедрить, поэтому у Запада есть чему поучиться, и прежде всего – внедрению.

Если же возвратиться к мембранам, то здесь приоритет отечественных разработчиков несомненен. Другое дело, что разработки не смогли «довести до ума» и внедрить, поэтому у Запада есть чему поучиться, и прежде всего – внедрению.

Автор: Сергей ШИЛЬНИКОВ