Меня часто спрашивают: "Почему вы стали учителем?" Я не знаю, как
ответить на этот вопрос, никогда не задумывалась, просто я - учитель.
У нас не принято спрашивать: "Почему ты стал продавцом, менеджером,
парикмахером?" А вот ответ на вопрос: "Почему ты стал учителем, врачом,
военным?" хотят услышать многие. Как будто в выборе этих профессий есть
что-то экстраординарное. А может, это на самом деле так? Ведь неслучайно
в последнее время сформировалось представление об учителе как о некоем
несчастном, бедном неудачнике, которому в жизни ничего, кроме работы, не
нужно. Как будто это человек, который не умеет устроиться в жизни. Как
ни парадоксально, именно этим людям доверяют самое дорогое, своё
счастье, своё чудо, своего ребёнка. Как же так? Неужели никому из тех,
кто создаёт негативный образ учительства, ни разу в своей жизни не
встретился настоящий учитель? Тот, о ком вспоминают с благодарностью,
кому иногда хочется позвонить, написать или просто улыбнуться при
встрече?
Каждый день, входя в класс, я ищу в своих учениках единомышленников, ищу
"совпадения душ". Стараюсь передать то, что знаю сама. Научить тому, к
чему интуитивно тянется душа. Как сказала героиня известного фильма: "Я
учу их, а они - меня". В этом, наверное, состоит вечный диалог учителя и
ученика, умение слушать и слышать - главное профессиональное умение
учителя.
Только отдав детям несколько лет, познав горький вкус первых ошибок, я
поняла библейскую мудрость: "Не многие делайтесь учителями, став ими,
сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут.
Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно
будут в своё время". Наверное, мало кто из моих учеников посвятит свою
жизнь преподаванию и изучению математики, но мне кажется, что вложенное
в них сегодня поможет им стать хорошими людьми, с благодарностью
вспоминающими школу.
В годы моего ученичества мне повезло со школой и с учителями. Мы с
удовольствием учились. Учились все по-разному: кто побеждал на
олимпиадах и стремился попасть в Новосибирскую физико-математическую
школу, кто-то после 9 класса уходил в училище, кто-то заканчивал с
медалью, но всегда каждого из нас окружали настоящие учителя. Про таких,
как они, и говорят: "Для детей! Во имя детей! Среди детей! С детьми!" В
любые времена нас выведут из любой сложной ситуации такие, как они. С
такими и войну выиграем, и страну поднимем, и семьи создадим, и традиции
нашей земли сохраним! И, слава Богу, что есть такие люди, как они! Мы
знали об этом, уважали и любили наших учителей.
Прошло много лет, мы разлетелись кто куда, но узнаём друг о друге от
наших учителей: они до сих пор радуются нашим победам и огорчаются нашим
неудачам.
Я знаю, что в каждой школе и сейчас есть замечательные педагоги. Если
задать им тот же вопрос: "Почему вы стали учителем?" - вряд ли кто-то из
них сможет ответить. Наверное, это одна из тех профессий, которую не
получают, а в которую приходят. Приходят не случайно, а по зову души,
сердца, по зову совести.
Татьяна ДЕМЕНСКАЯ,
учитель математики Богандинской школы N 1,
участница районного конкурса педагогического мастерства "Учитель года -
2010".