Медиакарта
8:27 | 10 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Необходимо формировать региональную идентичность, считает Александр Ярков

Необходимо формировать региональную идентичность, считает Александр Ярков
13:00 | 21 декабря 2011

Тюмень. Для успешного стратегического развития Тюменской области важно формировать и укреплять региональную идентичность. Об этом в рамках шестого заседания цикла «Губернаторские чтения» сообщил доктор исторических наук, заведующий сектором изучения этноконфессиональных отношений института гуманитарных исследователей Тюменского государственного университета Александр Ярков.

«Говорят, самая трудная форма любви - это не любовь мужчины и женщины, не любовь к Родине, а любовь провинции и центра. Каждый регион хочет быть центром. Для успешного развития необходимо выработать ощущение не вторичности, а самоценного и самодостаточного субъекта, - отметил он. - Укрепление выраженной региональной идентичности лежит не только на руководителях области, но и на гражданском обществе, которое мы стремимся построить».

Ученый добавил, что долгое время регион был промежуточной, перевалочной зоной. «Это осталось в сознании людей. Лишь одна семнадцатая часть жителей области - это коренное население, все остальные – пришлые. Как у них воспитать чувство сознания, что это их настоящее и будущее, это их перспективная территория? Важно чувство осознания себя и преемственности, нужно закреплять их на информационном и визуальном уровне. В этом отношении успешный пример - новая набережная Туры. Мои студенты проводили исследование и выяснили, что набережная прижилась, она выражает понятие, что Тюмень — ворота Сибири», - поделился он.

Александр Ярков рассказал еще об одном исследовании, которое проводилось в 2006 году. Социологи столкнулись с тем, что подавляющее большинство при определении своей региональной идентичности все-таки отдают приоритет тому, что на 60% они россияне.

Не менее важным, по мнению доктора, является формирование образа города в сознании других регионов, Тюменской области в пространстве России. «И в этом большую роль играет информационное пространство. С января по декабрь 2010 года мы проанализировали электронные и печатные СМИ органов власти региона. В целом, региональная идентичность подчеркивается в связи с какими-либо спортивными, политическими, экономическими событиями, но на продуманную концепцию это едва ли похоже. Интернет является перспективным пространством для формирования идентичности, 60% молодежи живет в сети. Это и есть тот ресурс, с которым нужно работать», - подытожил он.