Медиакарта
0:18 | 29 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

Завтра может быть поздно

Завтра может быть поздно
10:03 | 22 декабря 2011
Источник: Наша жизнь

Второй год работает в Казанской средней общеобразовательной школе объединение «Юный натуралист». В него входят школьники с 5-го класса по 8-й. А руководит ребятами учитель биологии И.А. Степаненко. Костяк кружка – это Даниил Зейферт, Александр Кучма, Кайрат Жанбуршинов, Максим Мишин, Роман Степаненко, Иоганнес Миллер, Кристина Островская, Марина Усенкова.

В 2011/12 учебном году ребята вместе с Ириной Александровной создали свою первую совместную работу под названием «Мониторинг экологического состояния водоохранных территорий поверхностных вод реки Алабуги и её притока в пределах населённого пункта села Казанского».

– Идея проведения мониторинга водоохранных территорий возникла после экскурсии членов нашего объединения на берег реки. Мы заметили, как коммунальные и дорожные службы сгребали талый снег, содержащий большое количество нефтяного загрязнения и противогололёдного реагента, с дороги на берег реки. Мы также увидели кучи бытового мусора на берегах реки, – говорят члены школьного объединения «Юный натуралист». – Если не позаботиться сегодня о водных объектах, то завтра эту воду нельзя будет использовать в пищу.

Местом для проведения исследований юные экологи выбрали два участка. Первый – на реке Зимихе, на участке от озера Гагарье до места впадения в реку Алабугу, второй участок – в районе центрального пляжа, от бывшего здания пожарной части до моста. Исследования проводились с сентября 2010 года по октябрь 2011 года. Первая группа учащихся провела большую работу по обследованию прибрежной водоохраной территории и сделала много фотоснимков.

– Мы увидели ужасающую картину. Особенно весной и осенью. Если пляж и прилегающая к нему территория к летнему сезону приводилась в порядок администрацией села Казанского, то к осени картина была плачевной, – говорят дети. – Другие территории вдоль берега вообще не убираются. Какого только мусора мы не встречали в воде и по берегам! Юные экологи выяснили, что самый страшный вид загрязнения – это пластмассовая тара. Пластмасса сейчас присутствует везде. Едва ребёнок появляется на свет, как тут же ему надевают браслет на руку, термометр, подгузник. Ребёнок грызёт пластиковые кольца, когда прорезываются зубки. Мы играем в футбол пластиковым мячом. А все современные носители информации, мобильники? Компьютеры, наконец? Но даже младшие школьники знают, что из пластика в воду проникают ядовитые химические вещества, что может негативно сказаться на эндокринной системе человека.

Поливинилхлорид – это полимер на основе хлора. Он распространён во всем мире, так как очень дешёвый. Из него делают бутылки для напитков, коробочки для косметики, тару для бытовых химикатов, одноразовую посуду. Бутылок из пластика, одноразовой посуды, пакетов было обнаружено в реке Алабуге и на её побережье великое множество. Со временем ПВХ начинает выделять вредное канцерогенное вещество – винилхлорид.

В своей работе ребята из школьного объединения «Юный натуралист» также выясняли, как воздействуют на человеческий организм и организмы животных нефтепродукты. Кроме того, они фотографировали несанкционированные свалки, куда люди выбрасывали трупы животных.

Вторая группа ребят брала пробы воды. Поскольку провести полный химический анализ в условиях школы невозможно, то учащиеся провели органолептический анализ. Он основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека – зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса.

Третья группа экологов провела социологический опрос населения об удовлетворённости населения качеством питьевой воды.

Потом школьники подвели итоги исследований. Они пришли к выводу, что практически вся обследуемая территория загрязнена различными отходами жизнедеятельности человека. Это загрязненный нефтепродуктами, противогололёдной солью и другими примесями снег, трупы домашних животных, огромное количество пластиковой тары, строительного мусора, стеклянной тары как непосредственно в воде, так и на прилегающей территории. Неудивительно, что ребята не решились попробовать воду на вкус.

Автор: Тамара НОСКОВА