Тема нашей беседы с начальником отдела образования Г.А.Осинцевой - духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
В 2009 году светские власти, представители религиозных конфессий озаботились стремительно растущим числом подростков, которые уходят в секты, попадают под влияние далекое от духовно-нравственных ценностей, пропагандируемых школой, обществом, семьей.
Было принято решение подготовить 34-часовой курс «Основ религиозной культуры и светской этики» в 4-х и 5-х классах общеобразовательных учреждений. На сей счет был издан даже Указ Президента РФ Д.А.Медведева. В девятнадцати регионах Российской Федерации это начинание уже реализуется.
Будет ли вышеназванный курс читаться в общеобразовательных учреждениях Омутинского муниципального района? Кто преподаст детям такие тонкие материи и сделает это профессионально? На эти вопросы редакции ответила Галина Александровна.
- Да, для 4-х классов курс будет подготовлен. До конца года пройдет совещание с руководителями общеобразовательных учреждений, где эта проблема будет детально обсуждаться.
Следующий подготовительный этап - собрания в педагогических коллективах. А после этого самое главное: родительские собрания.
На них мы доведем до родителей максимум имеющейся у нас информации об этом курсе. Расскажем, что у него несколько направлений (основы православной культуры и т.д.). Право выбора направления курса - за родителями.
-
Галина Александровна, сразу же вопрос: предмет должен вести подготовленный педагог. Есть ли в наших общеобразовательных учреждениях таковые?
-
Основную подготовку проведет Тюменский областной государственный институт регионального образования. Есть желание подготовку учителей организовать и в Тобольско-Тюменской епархии. Мы уже встречались с представителями духовенства, они готовы принять педагогов.
-
Почему именно Епархия, Галина Александровна?
-
История России, Руси, ее культура неотделимы от христианства, жизни Святой Православной Церкви.
Основы религиозной культуры и светской этики - понятие крайне многогранное. Затрагиваются общечеловеческие ценности, основы морали, такие понятия, как добро и зло, настрой на позитивно-поведенческие мотивы в жизни ребенка, вопросы веры.
Каждый урок своеобразен по структуре. Есть желание строить их в форме диалога, чтобы ребята не были только слушателями.
Созерцать, видеть, замечать - это надо уметь и в лесу, и в музее. И задача взрослого человека научить этому детей.
Целая история - государственная символика, ее возникновение, значение. Этому так же будет уделено внимание во время занятий.
Юным гражданам Государства Российского необходимо рассказать о том, какая сокровищница наша страна - в плане природных ресурсов, истории, культуры, людей.
Родителям не следует остерегаться того, что на уроках детей будут банально «приобщать» к вере. Это светский предмет.
И все же, как сказала Галина Александровна, православие и история Руси слишком тесно взаимосвязаны, чтобы не отдать должное этой части тематики.
Говорим о культуре - разве можно обойти стороной полотна Андрея Рублева, Феофана Грека?! Говорим о патриотическом воспитании, любви к Родине - как не рассказать о благословении на ратный подвиг на поле Куликовом Сергия Радонежского?! Об Александре Невском, канонизированном в 20 веке?
Добродетель и доброта, почтительность к старшим, обычная человечность должны стать темами для разговора на уроках специального курса.
Впрочем, тонкостей и нюансов много. И все это будет обсуждаться самым тщательнейшим образом. У просвещенцев есть большое желание 4-м классам курс прочесть уже нынче, в 4-й четверти. Посмотрим, как будут развиваться события далее.
Фото А.САУТИЕВА