Медиакарта
16:26 | 27 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Согретые Сибирью - Адрес детства: детский дом

Согретые Сибирью - Адрес детства: детский дом
09:42 | 23 декабря 2011
Источник: Наша жизнь

(Продолжение. Начало в №№ 85, 88, 91, 98)

БЫТЬ ДИРЕКТОРОМ НЕПРОСТО

После просмотра сохранившихся в Казанском архиве документов и встреч с бывшими работниками детдома у меня сложилось убеждение, что первым директором Яровского детдома был Константин Васильевич Балицкий. Однако в Ишимском госархиве в одном из паспортов детдома встретила запись о том, что К.В. Балицкий начал работать директором в марте 1946 года, а детдом образовался в 1943. Прояснить ситуацию помог архив отдела образования, в котором сохранилась книга приказов за военные годы. Итак, первым директором Яровского детдома назначили Елизавету Павловну Катушкину. В августе 1944 года её сменила Клавдия Алекс. (так написано в приказе) Солтанова. А через год на директорский пост заступила Анастасия Фёдоровна Шевелёва. Увы, больше никаких сведений об этих женщинах я не нашла.

Большую роль в укрепление материальной базы, налаживании дисциплины, обустройства жизни воспитанников сыграл следующий директор Яровского детского дома – Константин Васильевич Балицкий. Кстати сказать, документальных сведений об этом человеке очень мало, но о нём хотя бы рассказывали те, кто вместе с ним работал, причём не только в детдоме. К.В. Балицкий был управляющим в Малой Ченчери, в Вакарино, жил в Челюскинцах. А началась его трудовая деятельность, видимо, в Михайловке. В двадцатых годах прошлого века это была большая деревня. Школу там построили ещё при царской власти – в 1913 году. В 1929 году возвели новую школу, а первым её директором был Константин Васильевич.

По воспоминаниям старожилов, которые учились в той школе, в пришкольном хозяйстве держали лошадей, свиней. Навыки ведения подсобного хозяйства, думаю, пригодились директору Балицкому в Яровском. Краевед из Челюскинцев Наталья Викторовна Миронюк перепечатала для меня материал по истории Михайловской школы и статью о заслуженном учителе РСФСР Екатерине Николаевне Балицкой, первой жене Константина Васильевича.

Когда её мужа назначили директором Михайловской школы, молодая женщина стала работать там учителем начальных классов. Вот выдержки из рассказа о ней и жизни школы: «Приём в пионеры проходил очень торжественно. Дети по одному выходили из общего строя и перед всеми учащимися, учителями и гостями давали торжественное обещание выполнять законы пионеров. Галстуки им шили из красного сатина. В школе была развита художественная самодеятельность, в которой с увлечением участвовали все учащиеся. Ставили пьесы, разыгрывали сценки, давали концерты для сельских жителей. Ребятам на всю жизнь запомнились новогодние праздники, которые устраивала для них Екатерина Николаевна. Первая новогодняя ёлка вызвала восхищение у местных жителей. Представление показывали четыре дня, так как много было желающих посмотреть. На ёлке были смонтированы электрические лампочки, которые горели от аккумуляторов, что вызвало восторг у ребятишек, да и взрослых. Тем более что в деревне ещё не было электричества. Ребята наряжались в костюмы, которые сшила Екатерина Николаевна. Родителей и гостей приглашали по пригласительным билетам, которые сами изготавливали и разносили по домам. А под ёлкой стояли кулёчки с подарками».

Без сомнения, всё это не могло проходить без участия, поддержки и помощи директора школы.

Е.Н. Балицкая была талантливым учителем, тактичным, добрейшей души человеком. Её очень уважали на селе.

Но вот личная жизнь её с Константином Васильевичем почему-то не заладилась. Как оказалось, в Яровском он жил уже с другой женщиной. Потом у него было ещё минимум три гражданских брака. Видимо, это не соответствовало требованиям, которые в те годы предъявлялись к моральному облику учителя. Возможно поэтому недолго он проработал и в Яровском. В приказе отдела образования о причинах его увольнения ничего не говорится, только одна фраза: «С 5 июля 1950 года освободить К.В. Балицкого от занимаемой должности.» Но за четыре года директорства Константин Васильевич сделал для детдома немало.

Стоит ещё сказать о том, что до этого он был на фронте. В приказе №141 по Казанскому РОНО от 25 января 1944 года значится: «1. Освободить от должности директора Михайловской НСШ т. Балицкого в виду ухода его в РККА». Аббревиатура расшифровывается как Рабоче-крестьянская Красная армия. Ну а после возвращения с войны он едет в Яровское.

Те, кто с ним вместе работал в детдоме, отзываются о нём с уважением. Вот что сказала Анна Семёновна Королёва: «Константин Васильевич был высоким, красивым мужчиной. Он делал всё возможное, чтобы детдомовцы были одеты и сыты. При нём каждому воспитаннику сшили костюмы из простой, но добротной ткани. Были у детей и валенки, зимняя и летняя одежда. Ребят кормили хорошо, они даже часть продуктов откладывали, чтобы отнести своим деревенским друзьям и одноклассникам. Сельские-то дети голодали и одеты были гораздо хуже».

– При Балицком в детдоме был порядок, – рассказывает Виктория Николаевна Яркова. – Он был очень строгий, но справедливый. Некоторые воспитанники его боялись, говорили, что он жуть какой строгий. Но надо учитывать реалии того времени: в детдом поступали беспризорники, судимые подростки. Кое-кто начал лазить по огородам селян. Люди приходили к директору, высказывали недовольство. Так что ему приходилось держать воспитанников, особенно мальчишек, в строгости. Но в то же время он не бросал детдомовцев на произвол судьбы. Некоторых ребят мы даже в армию провожали, Балицкий всеми правдами-неправдами держал их в детдоме до призывного возраста. А куда им было ехать? И даже те, кто где-то учился, на каникулы приезжали в Яровское, и всех их в детдоме привечали.

Видимо, были в его методах воспитания и перегибы. Об этом написано в письме бывшего воспитанника Яровского детдома Ивана Ивановича Бурашова. После одной из газетных публикаций о жизни детдомовцев он прислал вот такие свои воспоминания: «Я сам попадал под горячую руку директора. Он избивал меня два раза. Первый – за то что прожёг дыру в одном валенке, когда сушил их. Другой раз он меня избил за то, что я рассказал комиссии из райцентра, как он к нам относится. Меня отправляли пасти коров в ночь. Что греха таить: сижу, сижу возле коров и усну. Ночью завхоз разбудит, вот и бегаю по лесу, ищу коров, чтобы успеть пригнать их к дойке. Доярки молоко пропускали, а нас обратом поили. Хорошими словами стоит помянуть завхоза Лёву, Анну Шеломенцеву, пионервожатую Викторию, воспитателя Фрола.»

Но думаю, были и те, кто остался благодарен директору за заботу и воспитание. Одно такое письмо от выпускника детдома, адресованное К.В. Балицкому, я нашла в архиве.

«Привет из Анжерки. Добрый день, весёлый час. Шлю письмо и жду от вас. С приветом к вам ваш воспитанник Гоша. Здравствуйте, Константин Васильевич. Я живу хорошо, ходил в шахту. Константин Васильевич, в шахте ничего страшного нет, как люди говорят, работа не тяжёлая. Константин Васильевич, я сейчас начинаю помаленьку поправляться. Ну а на марки денег нет, так приходится писать без марок. Передайте привет всем рабочим детдома. Пока до свидания. Г. Петров. Письмо писано 19 декабря 1949 г.»

К этому письму была прикреплена копия ответа (видимо, так требовалось делать), который написал К.В. Балицкий. Привожу его дословно: «Здравствуй, Гоша. Прими привет от меня, воспитанников, воспитателей и рабочих. Очень рад, что вспомнил о нас, детдоме, также приятно, что ты учишься в горно-промышленной школе. Отличной учёбой, хорошим поведением, полным послушанием, своей серьёзностью ты сможешь выйти на свою жизненную дорогу, где будешь полезным для нашей Родины. Не забывай одного: партия и правительство заботились о тебе, когда ты был маленьким, заботятся и сейчас, когда ты стал юношей, и будут заботиться, когда приобретёшь специальность. Всю жизнь это обязывает тебя учиться и работать лучше всех.

Одно меня огорчило – что ты приболел. Следи за собой, за своим здоровьем. Письма пиши и не забывай Мишу Долгушина, Ховагова Шуру, которые о тебе часто вспоминают и шлют огромнейший привет. Сказал бухгалтеру, чтобы выслал тебе 50 рублей. Получишь их, и я бы не советовал тебе тратить их на табак, папиросы, вино. Твой организм только оформляется, повремени немного. Ведь это яд. О себе, как лучше сохранить здоровье, думай сам.

Наши ребята живут хорошо, растут здоровыми. Лошади, жеребята и весь скот, который был при тебе, и сейчас есть. Если будешь писать мне в эти дни, пиши по адресу: г. Ишим, Казарменная, 29. Еду лечиться, болят ноги, ты ведь знаешь, что хромой. Ну, Гоша, будь здоров. Желаю тебе успеха. Твой друг Балицкий. 24 декабря 1949 года».

О крутом характере К.В. Балицкого говорили и бывшие рабочие большеченчерского совхоза, управляющим одного из отделений которого был впоследствии Константин Васильевич. Валентина Николаевна Сапичева так отзывается о нём: «Работящим он был мужиком. И сам вкалывал и другим спуску не давал. Да, суровым он был человеком. А таким и надо было быть с некоторыми мужиками, чтоб не пили, не прогуливали». Вторит ей Евгения Васильевна Белова: «Уважали его у нас в Малой Ченчери. Суровый был мужик, но справедливый. Кстати сказать, одно время он жил с моей мамой. К её детям относился хорошо, не обижал нас».

Автор: Нина РОСТОВЩИКОВА