Дорога на Сеиты – это испытание для легковой машины. Узкая, с непонятной колеей, она петляет вдоль живописного пейзажа не тронутых городскими натуралистами мест. Говорят, когда-то предки сеитовцев, спасаясь от Ермака, перебрались на эти земли. Так и остались – здесь всегда с избытком водился зверь и ловилась рыба. На этот раз мы до Сеит не доехали, а завернули в некогда большую деревню Мазурова – над несколькими домами струился дымок, и было интересно узнать, кто нынче живет на родине Героя Советского Союза Александра Волохова.
В Мазурове две улицы, на глаз около пятидесяти домов. Издали деревенька смотрится вполне обитаемо. На въезде красуется чья-то новая усадьба, по улице бродит лошадь, а возле одного из домов припаркован автомобиль. Поскольку нет магазина, сложно определить центр деревни - места, где можно встретить людей. Всего мы насчитали три дымка и направились в гости в ближайшую отапливаемую избу.
Удивленный хозяин представился: “Анатолий Михайлович Евдокимов, коренной мазуровец”. Уезжал, приезжал, снова уезжал, но в итоге остался в родной деревне и уже никуда не тянет. Живет натуральным хозяйством, рыбалка и охота само собой. Еще не пенсионер, источник дохода нам остался неизвестен. Гостил в доме брат хозяина – Николай из Тобольска, владелец домика по соседству. Узнав, что мы из редакции, братья, не стесняясь, поведали о мазуровском бытие.
-
Раньше только ребятишек 60 человек проживало. Школа была, ферма. Автобус курсировал.
-
А стоит ли здесь жить, если нет условий? - спрашиваем.
-
Это наша родина, здесь хорошо.
Такой вот «патриотический» парадокс. Жить плохо, но хорошо, потому что родина. Электричество в деревне есть, сотовая связь в порядке. Постоянно в Мазурове проживает 6-7 человек. Есть пенсионеры – пенсию доставляет почтальон из Сеит.
-
Где продукты приобретаете? – спрашиваем, глядя на мешки с мукой.
-
Когда как. В основном в Усть-Тавде, иногда ездим в Тобольск. На поезде. Зимой в Сорокино.
До железной дороги от деревни километра 2-3. Проходящие поезда отчетливо видны междальних перелесков. Для человека несведущего шум проходящего состава может показаться чем-то нереальным: кругом старые покосившиеся дома, по улице бредет лошадь и вдруг резкий свист. Попрощавшись с братьями, мы вышли на второй переулок и направились к дому Александра Николаевича Волохова. Навстречу попались рыбаки. Виктор, родился в Упорово,семья в Тюмени, сам постоянно живет в Мазурове. Рыбачит, охотится. На вопрос: “что заставило его сменить городской комфорт на здешнюю необитаемость?” -ответил предсказуемо: “Природа, свобода”. Ему здесь все нравится. Особенно тишина и отсутствие всяческой инфраструктуры. Хотя, как и Анатолий, согласен с тем, что пустующие дома надо продать городским дачникам. Желающие найдутся.
Отчий дом Героя сгорел этим летом. Всего за лето сгорело три дома, тушить их даже не пытались – бесполезно. Мотопомпы в деревне нет.
-
Для более-менее нормальной жизни надо не так много, - рассуждает Николай Евдокимов.
-
Надо, чтобы пожар было чем потушить или иметь возможность приехать пожарным. Автолавка чтобы иногда заезжала, медработник заглядывал, да и сорокин-ские власти чтоб интересовались, что да как. А главное - заброшенные дома и участки следует продать желающим. Пусть городские сюда едут, места уникальные.
Каждый сам волен решать, где ему жить. В свое время мазу-ровцы покинули свои дома. И деревня постепенно угасла. У нее неудобное расположение - это факт. Нет дороги, переправы, магазина, мотопомпы. Есть люди – несколько человек, которые и сами понимают, где они живут. Им даже зверь не страшен – медведи в Мазурове не редкие гости. Люди боятся полного забвения. Развеять эти страхи вполне по силам местной власти. На это и надеются нынешние земляки Героя.