Продолжение. Начало в № 211, 212
Продолжаем цикл публикаций «Торгово-промышленная элита Сибири». Автор проекта – руководитель некоммерческого партнерства «Тюмень. Сквозь глубину веков», кандидат экономических наук Александр Вычугжанин.
- Борьба маслоделов за финансовую независимость
Только в одном автор письма противоречит сам себе: что русский человек «лишен инициативы и не предприимчив». Во всяком случае, история сибирского маслоделия позволяет утверждать обратное.
Стремление производителей масла избавиться от посредников при его реализации встретило активное сопротивление. Уже в марте того же года местный корреспондент писал о начавшейся борьбе за лакомый кусок: «Наше недорогое, но пришедшееся по вкусу иностранному потребителю сибирское сливочное масло, ежегодный заграничный отпуск коего превысил сумму 15 миллионов рублей, ныне с успехом конкурирует с маслами австралийским, американским и другого происхождения, по большей частью консервируемыми борною кислотою и другими примесями, поэтому скомпрометировать наше масло и затормозить так или иначе его сбыт является делом прямого и большого коммерческого расчета конкурентов, к сожалению, оказывающихся весьма неразборчивыми в средствах для достижения своих целей.
Достойно внимания следующее обстоятельство. Пока, как это было недавно, почти все наше сибирское масло шло в Англию при посредстве датских контор, преимущественно с завозом в Данию, оно было натуральным и даже, как это доподлинно известно, под датскою маркою иной раз попадало на английские рынки в качестве масла первого сорта.
Но как только в Сибири появились английские фирмы, а также создалось Курганское сельскохозяйственное товарищество, как только масло стало уплывать из рук датских посредников и установился нежелательный для датчан, но оживленный прямой сбыт нашего масла прямо из Сибири в Англию, это же самое масло начинают обвинять в фальсификации маргарином, причем датские посредники, как оказывается, не считают себя нисколько заинтересованными такими обвинениями, предъявляемыми к сибирскому маслу, которым они же промышляют: решительно отказались принять участие в материальных расходах, которые приходится взять на себя отделу по защите сибирского масла от несправедливых нареканий». После этого случая курганские производители стали еще более активно выступать за создание правительственных лабораторий по контролю за качеством масла.
Не остался безучастным к проблемам местных производителей и Николай Чукмалдин. В 1901 году он выступил с письмом, где рассказал о создании русско-немецкого общества: «Главный инициатор учреждения этого общества Бюргель сообщил мне, что много солидных фирм и лиц в Германии охотно стали бы покупать сибирское коровье масло, приготовленное сепараторами, сибирский хлеб, не засоренный отбросами, и другие продукты края. Бюргель был настолько любезен, что по возвращении в Германию прислал мне именной список наиболее видных в немецкой торговле и промышленности фирм и лиц, с которыми сибиряки могли бы входить в прямые непосредственные отношения. Прилагаю этот список для сведения моих земляков, приглашая их в то же время вступить в учреждающееся русско-немецкое общество.
Ведь уже одно то, что, ничего не теряя, иметь возможность найти лишнее знание, где выгоднее купить какую-либо нужную машину; кому выгоднее продать свой сырой продукт – своего рода польза. Давно нам, русским, пора придвигаться к заграничным потребителям наших товаров как можно ближе и ближе, чем быть от них за тридевять земель и зависеть в сбыте каждого товара от нескольких посредников».
О том, что такого рода информация была востребована, говорит хотя бы тот факт, что в 1901 году крестьянин Ченцов из села Новозаимского Тобольской губернии, не зная языка, поехал в Лондон для сбыта своего масла. В это же время два правительственных агронома – Окулич из Томской и Скалозубов из Тобольской губернии – совместно подготовили «Справочную книжку по маслоделию для Западной Сибири», где, в частности, дали список с адресами фирм, торгующих маслом в Англии и Шотландии. Интересно, что эпиграфом для книги авторы избрали девиз Московского общества сельского хозяйства: «Молись и трудись».
- От «масляной горячки» к европейским стандартам
Совершивший в 1900 году поездку в Сибирь с целью изучения ее экономики молодой француз, выпускник торговой школы Клавдий Оланьон в своей книге писал: «Маслоделие возникло в Сибири всего пять или шесть лет тому назад по инициативе иностранцев. Датчане первые привезли сюда все необходимое для производства, едва лишь были проложены в Сибири рельсы, и применили здесь к делу свои специальные познания. Они создали маслодельни и старались распространить в стране познания, необходимые при занятии этим делом. Их труды увенчались успехом. Они сами изготовляли масло и покупали его с соседних маслоделен. Выдавая маслоделам значительные задатки, покупали у них масло по очень дешевой цене или же брали его на комиссию и выговаривали себе, конечно, выгодный куртаж».
В данном случае к вышеизложенному сознательно не делаю никакого комментария, поскольку читатель уже сам в состоянии сделать заключение, кому принадлежит приоритет в истории сибирского маслоделия. Тот же автор отмечает, что в 1899 и 1900 годах устроено множество новых маслоделен.
Вывоз масла со 174500 пудов в 1898 году дошел до 314000 пудов в 1899-м и до 1100000 в 1900-м. Указав, что при средней цене масла 10 рублей за пуд объем экспорта составил 11000000 рублей, Оланьон задается вопросом: «Можно ли надеяться, что такое быстрое развитие сибирского маслоделия будет продолжаться и впредь?» И сам же отвечает на него: «Сибирь с успехом может бороться в этом производстве даже с Европейской Россией.
Например, в Ярославской губернии изготавливают масло в течение более чем 50 лет, однако она не в состоянии идти вперед в этом деле столь же быстро, как Сибирь. В Ярославской губернии люди опытнее; цена за провоз до Балтийского моря составляет лишь половину цены за провоз масла из Сибири к тому же морю; зато здесь молоко не имеет столько жиру, скотоводство менее развито и пастбищ гораздо меньше. Напротив, степи Западной Сибири и долины Алтая могут прокормить гораздо большее количество скота, чем то, которое содержат там теперь. Прибыль, получаемая крестьянином с продажи молока и других продуктов скотоводства, послужит побуждением к тому, чтобы завести большое стадо, и в свою очередь даст ему на это средства.
Когда начальное и особенно практическое образование проникнет в отдаленные сибирские деревни, крестьяне лучше осо-знают свои собственные выгоды, станут более заботливы, будут лучше ухаживать за скотом, лучше содержать его и примут меры к улучшению его породы; тогда коровы будут давать большее количество молока и стоимость масла уменьшится, вследствие чего увеличится и его сбыт в Европе. Число маслоделен будет увеличиваться; они будут устраиваться в новых местностях, развивающееся пароходство в свою очередь даст возможность новым маслодельням принять участие в общем производстве. Переселенцы зай-мут свободные пастбища и значительно увеличат количество производимого масла. Пройдет немного лет, как масло станет одной из самых важных доходных статей сибирского скотоводства, заняв вместе с тем видное место на потребительных рынках Европы».
Это рассуждение Оланьона в отношении будущего сибирского маслоделия можно считать пророческим, но следует помнить, что в данном случае он находился под впечатлением той программы развития, которая уже успешно реализовывалась в Сибири.
Одним из стимулов к дальнейшему развитию сибирского маслоделия, повышению качества продукции стало проведение 7–12 сентября 1901 года в Кургане выставки продуктов маслоделия Западной Сибири. В составе выставочного распорядительного комитета первого Тобольского отдела Императорского общества сельского хозяйства мы видим уже знакомые фамилии: Шатаев, Сокульский, Каргополов, Климов, Ванюков, Скалозубов, Балакшин, Трофимов. Средства на проведение выставки отпустило Министерство земледелия и государственных имуществ.
Выставка была открыта Александром Балакшиным 7 сентября после молебна, отслуженного протоиереем Волковым, и освящения выставочных павильонов. Тогда же было освящено только законченное саманное здание отдела, на фасаде которого имелась надпись «Молись и трудись».
Выставка стала выдающимся событием для сельхозпроизводителей Западной Сибири. Впечатляет перечень специально устроенных для нее зданий и сооружений: на усадьбе при здании отдела ИМОСХ разместились главный павильон выставки, представляющий обширное и красивое сооружение, павильон для сепараторов «Корона» и пять балаганов ярмарочного типа. На выставку был доставлен 221 бочонок масла.
Кроме многочисленных посетителей из Кургана и его уезда на выставку прибыли гости из Лондона, Санкт-Петербурга, Москвы, Пермской, Уфимской, Томской губерний, Акмолинской области, Тобольского, Ялуторовского и других уездов.
В списке участников конкурса солидные фирмы: торговый дом Бландовых из Москвы (молочная посуда, маслобойки и маслообработники), шведское акционерное общество «Корона» (сепараторы и маслобойки), бочарный завод «Паллизен» из Кургана (маслообработники, маслобойки, бочонки и молочная посуда), фирма «Людвиг Нобель» из Петербурга (сепараторы «Альфа Лаваль» и маслобойки), Юлий Геннинг из Омска (сепараторы «Гелис»), Франц и Шредер из Гальбштадта в Таврической губернии (конные приводы), механический завод товарищества «Балакшин и Ванюков» (конные приводы, чугунное литье, молочная посуда), фирма «Шинер» из Кургана (донецкая соль и марсельская черепица), товарищество «Работник» (сепаратор Бурмейстера и Вена).
Кроме этого, на выставке имелась масса методического и иллюстративного материала по маслоделию, представлены коллекции марочного масла, щиты с дикорастущими травами, рекомендуемыми для возделывания.
Члены выставочного комитета несли на выставке поочередно дежурство с целью дать необходимые объяснения по экспонатам, губернский агроном Скалозубов подготовил каталог выставки, профессиональные консультации давал старший инструктор по молочному хозяйству Сокульский с правительственными техниками по маслоделию Вартайненом и Цветковым.
Для участников выставки организовывались экскурсии на маслодельные и сельскохозяйственные производства. Помощник начальника службы движения Сибирской железной дороги Ленцнер не только ознакомил желающих с устройством вагонов, приспособленных для перевозки сливочного масла, но и провез их до станции Сидорово и обратно в Курган.
Многие участники выставки в качестве наград получили большие и малые серебряные, бронзовые медали, похвальные листы. Среди награжденных наиболее часто встречается фамилия братьев Ченцовых. Мастер завода Матвеева Андрей Светков получил в качестве награды за выработку в 1901 году лучшего масла серебряный чайный сервиз от фирмы «Эсман» из Копенгагена.
Председатель Тобольского отдела ИМОСХ Александр Балакшин от имени первого съезда деятелей по молочному хозяйству и маслоделию в Кургане послал министру финансов телеграмму следующего содержания: «Открывшийся первый съезд молочных хозяев и деятелей по молочному хозяйству и маслоделию Западной Сибири шлет привет Вашему Высокопревосходительству, позволяя себе надеяться на помощь вашу новому в Сибири делу, оказывающему громадное влияние на благосостояние местного населения».
Министр не замедлил с ответом: «Благодарю вас и прошу передать членам съезда искреннюю благодарность за приветствие, выраженное в вашей телеграмме. Статс-секретарь Витте».
Не менее плодотворную деятельность продолжал вести Владислав Сокульский. В 1901 году он возглавил справочное бюро по молочному хозяйству, которое сообщало информацию о ценах за хлеб и масло в Сибири, Петербурге, Лондоне, Копенгагене, тарифах Министерства путей сообщения и «настроениях рынка». Повысить квалификацию в этих вопросах помогла командировка в Данию и Швецию летом 1902 года.
Продолжение следует.
Автор статьи: Александр ВЫЧУГЖАНИН
рубрика: История