Медиакарта
18:58 | 19 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сельская дорога жизни

Сельская дорога жизни
11:15 | 30 декабря 2011
Источник:

Премьер В. Путин на «прямой линии» с народом выразился так: «Дороги на селе – очень важный вопрос. Мы начинаем формировать дорожные фонды. Я знаю, что автомобилисты не очень довольны тем, что не отменили транспортный налог. Но это было сознательно сделано по просьбе губернаторов, которые считают, что это важная составляющая в их доходах».

Владимир Владимирович выступал четыре с половиной часа, но к названной теме больше не вернулся – там была уйма других вопросов. Но тема очень даже непростая. Она напрямую затрагивает: отрасли – нефтяников и дорожников, направления – автомобилистов, территории – село. Давайте немного расширим повестку дня.

Окунемся в недалекую историю. Автор этих строк присутствовал на традиционной Всероссийской ярмарке достижений дорожной отрасли, развернутой в Перми. Там правили бал специалисты, ученые, депутаты всех уровней, чиновники. Среди прочих широко обсуждалась «технология» реализации 131-го закона об общих принципах организации местного самоуправления. И я по горячим следам писал в парламентском журнале «Российская Федерация сегодня»: «Передаем дороги четвертого уровня на баланс муниципалитетов, – пояснил руководитель дорожного агентства Пермского края Владимир Никитенко. – В прошлом году передали три тысячи километров, нынче передадим столько же». Свое мнение у депутата Государственной Думы Юрия Борисовца: «Думаю, инициатива преждевременна. Во многих районах нет ни опыта по содержанию таких объектов, ни техники, ни кадров. Без детальной проработки вопроса мы рискуем загубить транспортную инфраструктуру региона».

И впрямь загубили: в течение лишь одного года сельские дороги уральского края стали непроезжими. Ведь у «головы» сельского МО всегда найдутся точки, «больнее» дорог: крыша у амбулатории протекает, школьная кочегарка требует ремонта, колодцы засорились… Ну, пожурят председателя за нецелевое использование бюджетных средств. Не посадят же за преступление. Правительство Тюменской области пошло по другому пути. Цитата из того же издания: «Здесь единым заказчиком по строительству, ремонту, реконструкции автомагистралей выступает государственное учреждение «Управление автомобильных дорог Тюменской области». И все довольны. Кстати, здесь многие муниципальные и региональные дороги значительно лучше многих федеральных»…

Времена меняются. С 1 января 2006 года вступил в силу закон ФЗ №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд». Возросли полномочия федеральных и областных структур, равно как и «муниципалов». В частности, подрядчиков-дорожников стали утверждать на основе торгов: кому-то нравится слово «тендер», другой называет процесс конкурсом. Как правило, заказы выигрывает ОАО «Тюменское областное дорожно-эксплуатационное предприятие». Ничего не скажешь, достойная фирма: техника, технологии, кадры – на уровне мировых стандартов. И, похоже, не зря на сегодня под крылом ТОДЭПа 15182,6 километра всех дорог, раскинувшихся на территории юга нашей области. Монополизм? Отчасти да.

Но осенью проходящего года «Тюменская правда» открыла для читателя еще одного серьезного подрядчика – это ООО «РегионСтройСибирь». Похоже, общество всерьез и надолго устраивается на нашей земле. Нынче по партийному проекту «Дороги «Единой России» оно участвовало в конкурсе по зимнему содержанию автотрасс, и, знаете, на подиуме подвинуло коллег из ТОДЭПа. Хотя и занял коллектив «региона» третье место среди многих и многих соперников, но для новичка достижение великое.

– Развитие сети сельских дорог Тюменской области – стратегическая задача, – говорит начальник Главного управления строительства и ЖКХ Тюменской области С. Шустов. – Без дорог, мостов, транспортных развязок нет нормальной жизни региона. Это артерии, по которым даже в самые отдаленные уголки области приходит современный ритм существования общества.

Да, торги, конкурсы, тендеры. Да, развернулась в районах во всю мощь служба заказчика. Но правительство области в лице ГБУ «Управление автомобильных дорог» не оставляет сельские дороги без внимания. Это называется техническим надзором за строительством, ремонтом, реконструкцией и содержанием дорог. Понятно, не забывают о целевом использовании бюджетных денег. И ещё один важный фактор: направление финансовых ресурсов непременно согласуется с ролью строящегося объекта в социально-экономическом развитии района.

Такой факт. Этим летом в нашей области гостило почти всё Законодательное Собрание Башкортостана – Курултай. Депутатов повезли в Нижнетавдинский район, автору удалось примкнуть к высокой делегации. Нам показали местное предприятие: завод ООО «ПК «Молоко». Автоматизированные линии, выпускающие сыр, брынзу, йогурт, биокефир, кисломолочный напиток «Катык», витаминизированные сметану и масло… Ежедневно 60 тонн сырья поступает из села Киндер, где прижились 1200 коров голштинофризской породы. Мегаферму и завод разделяют 16 километров трассы. Язык не повернется сказать, что она хорошая. Районное руководство наметило положить асфальт в будущем, 2012 году.

Знаете, почему начальство медлит с прокладкой названной автомагистрали? Сделай асфальт – и злые языки немедля скажут, мол, это глава района Зуфар Ахтариев позаботился о родной деревне, а остальные, дескать, пусть варятся в собственном соку. Бывало такое, это мы уже проходили. Дабы убрать недомолвки, дорогу с твердым покрытием провели в поселок Первомайский: нате вам магистраль круглогодичного сообщения! Такого же счастья нынче удостоились деревни: Чумашкина Абатского района, Тетеркина – Омутинского, Новоуфимская Аромашевского района. «Тюменская правда» сообщала о ходе строительства путепровода над Транссибирской магистралью в селе Омутинском с устройством подходов на автомобильной дороге в обход райцентра. Теперь объект сдан в эксплуатацию. В Заводоуковском районе нынче провели реконструкцию участка трассы Упорово – Сунгурово. В Вагайском районе достраивается железобетонный мост через ручей на дороге Шестовое – Юрмы – Лаймы…

В губернаторской программе на 2011 год автор насчитал 45 капитальных объектов – это то, что уже построено в 17 районах области и что продолжают строить. Спасибо дорожникам! Работы они ведут комплексно: кладут асфальт, а заодно благоустраивают на селе школы, храмы, стадионы, парки культуры и отдыха, дворовые территории. К этому и призывает губернатор В. Якушев.

А вообще в нашей области «прописано» 1243 населенных пункта. В том числе дорогами с твердым покрытием обеспечено – 954. Из оставшихся 289 поселений 191 – худо-бедно досягаемо. Ну, разве что движение автотранспорта закрывается в пору весенней и осенней распутицы. А вот 38 деревень, как говорится, под вопросом. Видите ли, они расположены в так называемом Заболотье. Я сам нынче собирался посетить южные берега озера Большой Уват. Здесь в трех деревнях – Осиновская, Одинарская и Веселинская – проживают 1412 человек. Этническая группа уватских татар. Изолированный от Большой земли народ до недавнего времени не знал даже запаха спиртных напитков. В большей степени питается дарами местной природы. Воздух изумительно чист. Возможно, поэтому окрестность славится долгожителями. Та-акие все рослые мужики! Увы, добраться до «робинзонов» не удалось, так как зимник поплыл уже в начале марта. Скоро Новый год, но, кажется, «трасса жизни» текущего сезона ещё не установилась. Что характерно, не слышал от «робинзонов» ни единой жалобы на бездорожье. Похоже, устраивает земляков такой уклад – изолированность от внешнего мира, который, увы, далеко не безгрешен.

Считайте сказанное лирическим отступлением. Все-таки надежные дороги строить необходимо. Продвигается на Север трасса Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский. Участок до Кускургуля практически отсыпан. Кускургуль ведь тоже из Заболотья. Если очень постараться, здесь в будущем году вполне можно открыть круглогодичное движение машин. Пусть не асфальт, а щебенка – все равно твердое покрытие. Все дело в финансировании.

Года два-три назад у нас проблем с этим не было. По программе «Сотрудничество», подписанной губернаторами Тюменской области, ХМАО и ЯНАО, дорожники имели «денежное довольствие» в размере 30 миллиардов рублей. Коллеги из Курганской области могли рассчитывать лишь на миллион рублей. И мы, Тюмень, много чего построили. Пока не урезали до нуля поступления в бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых. Ныне все деньги уходят в Белокаменную. Наверное, и там пускают средства на дороги. Но явно недостаточно: на днях выступал по телевизору руководитель Росавтодора А. Чабунин, жаловался на «суженное финансирование». Из-за этого агентство в состоянии ежегодно ремонтировать лишь 5000 километров федеральных дорог, а чтобы, образно говоря, не выпасть в осадок, надо чинить в два раза больше.

Ну, на что нам сдались федеральные магистрали, коль скоро говорим о сельских дорогах. Такого понятия – «сельские дороги» – нет ни в одном документе. Дороги в законах существуют как федеральные, региональные, муниципальные и частные. В принципе, кроме улично-дорожной сети пяти городов области, все остальные магистрали сельские. Потребителю-то без разницы, автомобилисту подавай дороги хорошего качества. Когда ты из-за гололедицы выедешь на полосу встречного движения, «гаишник» и не подумает указать на то обстоятельство, что такой-то владелец из-за бедности не посыпал полотно песком. Ой, опять вышли на деньги! Таким образом, мы вернулись к общению В. Путина с народом по прямой линии.

Дорожные фонды работали во всех регионах Федерации с начала 1990-х вплоть до 2000 года. Фонд в основном состоял из налога на пользователя дорог, который составлял 2,5 процента с оборота любого предприятия. Помню, как в Тюменской областной Думе депутаты сражались за размер подати, доходило чуть ли не до рукопашной. Тогда некоторые товарищи предлагали увеличить процент до 3,5. В любом случае тот Фонд сослужил добрую службу. Но в 2001 году пришли к выводу, что такой налог обременителен для предприятий. И дорожные фонды закрыли, пообещав, правда, оставить финансирование на том же уровне. Чего, естественно, не произошло.

Теперь дорожные фонды, как федеральный, так и региональные, решено возродить. Кстати, по решению представительных органов они могут быть и муниципальными. Откуда ожидается пополнение фондов? В основном из транспортного налога и топливного акциза. Губернатор Тюменской области В.Якушев на заседании областной Думы заявил:

– От акцизов на нефтепродукты и транспортного налога в 2012 году планируем получить 3,967 миллиарда рублей. – Тюменская область должна привести к нормативу 45 процентов автодорог регионального значения с твердым покрытием и 42 процента – дорог местного значения, в том числе и улично-дорожную сеть городов и поселков. Капитального ремонта требуют и федеральные автомобильные трассы, проходящие по территории области, а также мосты и путепроводы.

Что имею сказать про транспортный налог? Такой подход ближе к европейскому стандарту. Во главе угла стоят имеющаяся у гражданина техника и «кубатура» двигателя. Ведь при налоге на пользователя дорог платить подать приходилось всем без исключения юридическим лицам, независимо от того, имеешь машину или нет.

Нет сомнений: вырастут акцизы на топливо. В свою очередь, полагают эксперты, нефтяники, скорее всего, постараются переложить будущие потери на потребителей – то есть повысят цены на бензин. Компания «ЛУКойл» планирует поднять цену на горючку в среднем на 5-7 процентов. По словам всё тех же экспертов, в среднем рост составит 0,3 процента в неделю. Если ежегодно имеем в календаре 52 недели, то общий рост цен дойдет до 15,6 процента. Цифра соответствует тенденции последних лет. Наша «родная» ТНК-BP обещает удерживать цены на сегодняшнем уровне. Ловим на слове. Итак, средняя цена топлива тюменских АЗС в день выхода газеты в свет: бензин Аи-92 – 26 руб.70 коп, Аи-95 – 28 руб. 50 коп. Справка: есть в России регионы, где за литр горючки уже выкладывают 50 рублей. Впрочем, ТНК енд Бритиш Петролеум ознаменовали декабрь снижением цен от 30 до 50 копеек за литр. Поди-ка, Дед Мороз руку приложил. Посмотрим, как дальше дела пойдут. Процесс под контролем каждого автомобилиста Тюменской области.

А пока поздравим земляков с наступающим Новым годом. Счастья вам и здоровья. И чтобы везло!

Автор: Юрий МАШИНОВ /фото автора/