Двадцать третьего марта в Вагайской средней школе состоялся первый тур конкурса на лучший музей по истории школы. Материалы представили семнадцать образовательных учреждений, в том числе два дошкольных – детские сады райцентра «Колосок» и «Родничок».
Член жюри председатель РК профсоюза Н.Н. Ослина рассказала о цели и порядке проведения мероприятия. А.А. Сафрыгин, начальник управления образования, напутствовал конкурсантов: «Время неумолимо уносит в прошлое события, факты, имена тех, кто учил, воспитывал школьников, стоял у истоков развития образовательного учреждения. Каждый прожитый день уходит в прошлое. Кто, как не работники нашей сферы, в первую очередь должны восстановить историю образования на своей территории».
Соответствуют ли материалы теме смотра?
В основном да. На мой, как члена жюри, взгляд, наиболее полно, качественно и убедительно представлена история Дубровинской и Карагайской школ. Достойно выглядели Бегишевская, Аксурская, Осиновская, Второвагайская, Зареченская, Птицкая.
Однако есть общие, присущие всем конкурсантам недостатки, о которых следует сказать.
Славный этап в истории каждой школы – это работа, связанная с трудовым обучением и профессиональной ориентацией. Она проводилась через ученические производственные бригады, школьные лесничества. В начале 70-х годов была поставлена на столь серьезный уровень, что, кажется, в 1974 на базе нашего района было проведено областное совещание при участии секретарей райкомов партии, начальников управлений сельского хозяйства, директоров совхозов и школ. Между тем ни в одной из презентаций нет даже упоминания об этой яркой странице истории каждой школы.
Надо сказать и о том, что школы в абсолютном большинстве представлены закрытыми учреждениями, вне связи с общественными институтами, с которыми школа сотрудничала всегда и в той или иной степени продолжает взаимодействовать и сейчас. Старшее поколение учителей помнит, что отношения между школой и базовым предприятием – совхозом строились на основе договоров. А партийные органы контролировали их исполнение. Работая над историей школы, не сказать об этом направлении просто нельзя.
Только в одной из презентаций вскользь упомянуто о столь мощном в свое время духовном стержне всей воспитательной работы, какой являлись комсомольская и пионерская организации.
Контингент учащихся школы – социально значимый показатель. И этого анализа не было представлено ни одним из участников конкурса.
В то же время некоторым школам хочется пожелать на столь серьезном мероприятии не увлекаться малозначащими деталями (такими, например, как режим занятий), более внимательно относиться к учителям, ушедшим в историю (допускаются ошибки в написании фамилий и имен), к грамотности текстов.
Деятельность по восстановлению истории всеми образовательными учреждениями, конечно, будет продолжена. Думаю, что в дальнейшей работе высказанные пожелания будут восприняты с пониманием.
К вопросу об исторической достоверности
Педагоги, представлявшие в ходе презентации материалы той или иной школы, демонстрировали в том числе документы, имеющие большую историческую ценность.
Почти каждый из участников собрал различной степени полноты и объективности материал по истории школы. Однако же документального подтверждения событий, фактов ни один из участников конкурса не представил. Поэтому судить, насколько достоверна информация, сложно. Неизвестно, из каких источников она получена.Наверное, сложно документально подтвердить события вековой давности. Но если взять обозримые сроки, нынешнее время? Открывались новые школы, менялись их статус и учредители, прошла так называемая реструктуризация, в ходе которой были закрыты ряд школ, принимались решения партийных и советских органов разного ранга по самым разным вопросам образования. Описать и подтвердить это соответствующими решениями и постановлениями никакой трудности не представляло.
Содержание образования, являясь очень существенной, значимой частью истории каждой школы, в представленных материалах не нашло отражения вообще. Вспомним хотя бы Постановление 1984 года «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», вследствие которого появились инновационные программы, новаторство, а чуть позднее, в 1986-88 годах, новаторство перешло в инновационную деятельность. В каждой школе появились инновационные проекты. А демократизация начала 90-х? И во всем этом принимала участие каждая школа. Подобных документов только за последние 30-40 лет было немало. Есть среди них менее значимые, а есть судьбоносные, менявшие учебный план, привносившие в работу школ коренные изменения. Работая над историей школы, нельзя умолчать о работе, представляющей главное ее предназначение.
Думаю, достоверность, надежность материалов, подтвержденные документально, должны лежать в основе работы по истории школы.
К сожалению, глубокого проникновения в тему некоторые конкурсанты продемонстрировать не смогли, ограничившись описанием проблем сегодняшнего дня и восстановлением фамилий и имен педагогических и руководящих работников школы предыдущих лет.
Нравственная составляющая и культура представления материала
Эстетика оформления собранной информации, форма ее подачи заслуживает всяческих похвал. Современные технические средства предоставляют для этого неограниченные возможности, которыми умело воспользовались все конкурсанты.
Схема представления своих материалов у всех практически одинакова: выразительный рассказ сопровождается проецированием на экран текста, фото, диаграмм. Вагайская школа отчет об истории своего учреждения оформила в виде талантливо отснятого фильма.
Моменты отдельных выступлений трогают за душу. Убедительно и вдохновенно показана роль талантливых учителей Дубровинской школы, ее педагогических династий, заместителей директора по учебно-воспитательной работе Т.П. Носовой, Ф.Ю. Катаргуловой, общий стаж которых в этой должности составляет около 60 лет.
Столь же убедительно представила свой коллектив Карагайская школа. Отдавая дань уважения бывшим руководителям школы, второвагайцы подробно рассказали о роли каждого из них в ее истории.
Нельзя без волнения смотреть на снимок 1941 года группы птицких учителей, учащихся 3-го класса 1942 года Токаревской начальной школы, снимок ученика 1 класса Бегишевской школы, сфотографированного у посаженного им дерева и снимок того же мальчика 11 лет спустя, выпускника школы, у того же, но уже подросшего деревца.
С точки зрения воспитания у своих подопечных нравственно-ценных качеств проводимую в школах работу по воссозданию, пополнению истории школы переоценить невозможно.
Остается добавить, что более полно отвечающими критериям признаны материалы Карагайской средней школы. Она и будет представлять наш район в областном туре.
Ишмухамет ГАЙСИН, член жюри
Фото Александра Токарева