Без скотинки не прожить
-Из всех наших маленьких деревень Карьково - все-таки самая перспективная.
Сергей Александрович Курков, глава Окуневской сельской администрации, исходит из объективных данных жизни этого, совсем небольшого, поселения. Казалось бы, и народа там живет не очень много, и рабочих мест всего раз-два и обчелся, но эта деревушка уверенно держится на плаву и совсем не думает прекращать свое существование, как ее сестра - деревня Песьяное. Там только остовы домов остались, люди разъехались - кто куда. А в Карьково о таком даже не думают.
-Здесь люди живут работящие, - говорит Сергей Александрович. - Выживают, конечно, кто как может, в основном благодаря личному подворью, но самое главное - крепко на ногах стоят, развивают свои подсобные хозяйства, а поросятами весь район снабжают.
И это действительно так. У кого ни спросишь, где поросенка брал, в основном называют Карьково. И, пожалуй, не найдешь двора, где не держали бы скотину.
-У нас даже женщины, живущие одни, держат скотину, и помногу, - продолжает Курков. - Пенсионеры тоже не отстают. В общем, там народ довольно активный.
-Что, и проблем никаких нет? - удивляюсь я.
-Ну, почему же нет, - вздыхает глава. - Есть, конечно, и основная - это дорога до деревни. С асфальта свернешь - и километр, весной и осенью, - бездорожье. Людям обидно: такую малость не сделали, хотя по сумме это и большие деньги. Газ вот тоже не завели. Водопровод есть, но вода тоже не очень качественная, из своего, Темного, озера. Все это, конечно, влияет на качество жизни. Но в то же время в Окуневской школе именно из Карьково учится больше всего детишек с периферии, из других деревень их гораздо меньше. Не удивлюсь, если когда-нибудь их станет больше, чем окуневских.
Сергей Александрович улыбается. Это, конечно, шутка, но я понимаю, что в эту деревню надо заехать и самой посмотреть, чем и как она живет.
-И не пожалеете, поезжайте, - говорит заместитель главы администрации Зоя Васильевна Вьюшкова. - У нас там и на «Самообеспечение» многие семьи вышли, и на «Самозанятость», по программам хорошо работают.
-По «Самообеспечению» у нас многие работают, - включается в разговор социальный работник Светлана Александровна Пономарева. - Алексей Дмитриевич Долгушин, Светлана Викторовна Долгушина, Алексей Валентинович Каргаполов, Людмила Григорьевна Зимовцева, Петр Александрович Долгушин… По-прежнему трудятся на своем «хуторке» Омеговы.
-И пенсионеры у нас работящие, - вновь включается в разговор Зоя Васильевна. - Вот, к примеру, Николай Васильевич и Ольга Сергеевна Сильченко держат полный двор скота. А Елена Мирошникова, хотя она, конечно, не пенсионерка, но живет одна, - держит трех коров, четырех телят, свиней. Это же не знать покоя - ни днем, ни ночью. И Зимовцева у нас такая же.
-Конечно, в такой деревне без хозяйства прожить практически невозможно, - продолжает глава поселения. - Рабочих мест там всего три - завклубом трудится Людмила Григорьевна Зимовцева, заведует медпунктом Валентина Владимировна Субботина, она из Окунево уже много лет туда ездит, да почтальоном на полставки Татьяна Тимофеевна Омегова работает. Вот и все. Стараемся дать людям хотя был временные рабочие места через центр занятости, но это в основном летом. Тогда и благоустройством занимаемся, и с детьми работаем. Так что без своей скотинки не прожить.
Пусть маленький, но хуторок
С Татьяной Тимофеевной Омеговой мы встречались, когда их семья только включилась в программу «Самообеспечение» и их деревенский хуторок еще не так прочно стоял на ногах.
-Вы думаете, сейчас у нас нет проблем? - Татьяна Тимофеевна - человек неунывающий и поэтому смеется и машет рукой. - Их полно, только пока мы свое хозяйство бросать не собираемся. Один сын со снохой в Бердюжье уехали, зато другой со своей семьей рядом живет. Так что хуторок наш действует. В этом году хотим взять породистую нетель. Она дорогая, но, думаю, мы это осилим.
Конечно, осилят, ведь главное - иметь цель. А у них она есть. Хотя главная работа достается мужчинам, они не сетуют. Надо и корма заготовить, и зерно подробить, и в стайках почистить. Топчутся целый день.
-Еще хотелось бы новые стайки осилить, - говорит Татьяна Тимофеевна. - Эти уже в негодность приходят.
У самой хозяйки тоже забот хватает. Она еще и почтальон, а это значит, какая бы ни была погода - выходи на асфальт, жди «попутку» до Окунево, а потом, забрав почту, вновь - от асфальта до Карьково пешком.
-Сегодня утром целый час простояла, прежде чем в Окунево уехала, - вздыхает Татьяна. - Это хорошо, что еще морозов нет.
-А я давно говорю: бросай эту работу, - досадует муж.
-Да ладно тебе, - отмахивается Татьяна. - Я и с людьми поговорю, и газеты первая просмотрю. В сегодняшней и меня с днем рождения поздравляют.
Ее глаза блестят, и я понимаю, что этому человеку не надо искать причин для радости, она видит ее в каждом прожитом дне.
А кто же им еще поможет…
Ольгу Сергеевну Сильченко я застала за стряпней - всюду на противнях «отдыхали» уже вынутые из печи булочки, а она готовила новую партию.
-Ну вот, - шучу я, - говорили, людей полна коробушка, а вы одна тут хозяйствуете.
-Так подождите немного, - откликается она, - скоро все соберутся. Ребятишки из школы приедут, а дочь с отцом корма возят, за сеном поехали, тоже вот-вот явятся.
У Николая Васильевича и Ольги Сергеевны, действительно, крепкое хозяйство: три коровы, подростки, овечки, лошадь, на которой они выполняют всю бесконечную крестьянскую работу. Сейчас вот именно на ней отец и дочь уехали за сеном.
-Тяжело, наверное, управляться, - сочувствую я.
-У нас все так живут, - отвечает Ольга Сергеевна. - Вон Алена и Люда без мужиков, а скота держат не меньше.
Это она Мирошникову и Зимовцеву имеет ввиду. И чувствуется, что такой уклад жизни ее совсем не тяготит, он соответствует ее мироощущению - чтобы хорошо жить, надо работать. А в такой деревне, как Карьково, можно заработать, только имея личное подворье.
-Дочь с тремя внуками с нами живут. Так кто же им поможет, кроме нас? - рассуждает Ольга Сергеевна. - Скотинку вырастим, сдадим - вот и копеечка. А детям много нужно. Компьютер вон купили внукам. Но если одним взяли, значит, и другим надо брать. У нас здесь сын живет, Коля, у него тоже дети.
Целый день работа - с утра до вечера. Для кого-то это непреодолимое препятствие для разведения собственного подворья, а для них - просто жизнь. Без хозяйства не проживешь, а значит, и говорить не о чем.
Жить в маленькой деревушке - совсем не значит быть оторванным от цивилизации. И Интернет здесь есть, и спутниковые телеантенны почти у каждого, и окна пластиковые, и ремонт хороший, почти «евро». Вот как у Людмилы Григорьевны Зимовцевой.
И завклубом, и хозяйка подворья, и поэт
А еще - печник. Об этом я узнала, заглянув к Людмиле Григорьевне в гости. Две ее собачки, предпочитающие, как и мои, проводить время не на улице, а на диванах и креслах, попытались дать отпор моему вторжению, но, поняв, что я их нисколечко не боюсь, замолчали и потеряли ко мне всякий интерес. И мы смогли поболтать обо всем на свете.
Постоянным читателям нашей газеты представлять Людмилу Зимовцеву не надо, во всяком случае, любителям поэзии ее имя хорошо известно. Мы постоянно публикуем ее стихи, и многие поклонники ее таланта благодарны ей за проникновенные строки.
А еще, живя одна (младший сын поступил в этом году в нефтегазовый университет, и ей поневоле приходится еще сильнее засучивать рукава), она держит целый двор скота. На сегодняшний день у нее - две коровы и нетель, были и быки, но уже сданы, поросят продавала, так что на ремонт хватило, да и сына учить есть на что. К тому же Людмила Григорьевна все любит делать своими руками, даже печи сама кладет.
-Ничего сложного в этом нет, - видя мое изумление, смеется она. - Стоит только захотеть - и всему научишься. Я вот свою печку сама переделала - тепло в доме. Водопровод провели, ванную тоже сделаю…
-Так ведь вам еще на работу ходить надо, успеваете? - интересуюсь я.
-Конечно, трудновато, но ничего, справляюсь, - отвечает Зимовцева. - Я директором клуба на полставки работаю, больше по населению не положено.
И, тем не менее, работа должна быть выполнена, поэтому в клубе проводятся все мероприятия по плану, а зимой в обязанности завклубом входит еще и топка печей. Ведь газа в Карьково неизвестно, когда дождутся.
-А кто же вам сено заготавливает?
-Сыновья. У меня и трактор есть. А метать я всегда сама помогаю.
У Людмилы Григорьевны двое сыновей. И если старший давно живет в Екатеринбурге, то младший еще только первый год далеко от мамы, о нем болит сердце. Но Людмила - человек энергичный, на все смотрит оптимистично и верит, что все будет хорошо. Дай ей Бог и дальше в это верить. Далеко не всем дается это счастливое свойство характера.
Вот такая у нее большая семья
Есть в Карьково еще один человек, к которому тянутся и стар, и млад. И, что интересно, Валентина Владимировна Субботина не живет в этой деревне, ее дом в Окунево. Но так уж получилось, что и в Карьково - немножко тоже. На протяжении 16 лет Валентина работает здесь фельдшером и знает наперечет все, чем живет в деревне каждый житель. На ее глазах подрастали дети, и теперь уже они несут к ней своих ребятишек. Старились и уходили в иной мир старики. И для каждого она не просто свой человек. В Карьково не представляют, как это может быть, что когда-то в их маленькую больничку придет другой медик. Она с ними - навсегда.
-Мне тоже кажется, что я здесь буквально прописана, - говорит Валентина. - Здесь моя вторая семья. И это не для красного словца я говорю. Это действительно так.
Конечно, давно, еще со школы, зная ее отзывчивый, добрый характер, ни на миг не сомневаюсь, что так оно и есть. И те жители, с которыми разговаривала, в один голос утверждают, что их Валя - самая лучшая. Она в любой момент придет на помощь. Они ей доверяют все секреты, зная, что их не просто выслушают, но и посочувствуют, и порадуются вместе с ними. Ее сердце открыто для добра. И это тоже редкая черта характера в наше непростое время.
Я рассказала только о совсем небольшой части людей, живущих в Карьково. Не обижайтесь, люди, многие из вас достойны отдельного рассказа. Но это в другой раз.
Татьяна АЗАРОВА.
На снимках: Т.Т.Омегова в свободную минутку любит почитать районную газету; О.С.Сильченко напекла булочек и поджидает внуков из школы; В.В.Субботина всегда стоит на страже здоровья карьковцев.
Фото автора.