Медиакарта
0:20 | 4 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Прожить под «лапой» черного позора

Великая Отечественная война разбила судьбы миллионов людей, унесла имена родных и близких в неизвестность. Прошло почти 70 лет со Дня Победы, но отголоски того страшного времени всё ещё живут в памяти многих семей. Большинство солдат, попавших в плен, пропадали без вести, ну а кому посчастливилось высвободиться из лап врага, были унижены своей Родиной. Их называли предателями, отправляли в концлагеря. Военнослужащие возвращались домой уже задолго после окончания войны. Но тут их также ждала тень позора, которая ежеминутно напоминала фронтовикам о страшных пережитых событиях.

Только сейчас о тех, на чью долю выпало столько страданий, можно говорить вслух.

«- Прочитав статью «229-ая стрелковая... Мёртвые и живой» в газете «Армизонский вестник», ознакомилась со списком команды призывников Армизонского райвоенкомата, в числе фамилий увидела ту, которая перевернула душу».

Именно с этих строк начинается письмо, которое прислала к нам в редакцию жительница села Орлово Лидия Андреевна Шулепова.

-Фёдор Герасимович, мой дядя, родился в селе Орлово. В семье у них было пятеро детей, отец умер, когда Федя был ещё совсем ребёнком, - пишет Лидия Андреевна. - Мать его, Мария Ивановна, билась из последних сил, чтобы прокормить детей. В 1941 году восемнадцатилетним мальчишкой Ф.Г. Самохвалова забрали на фронт. Уходя, он даже не предполагал через что ему предстоит пройти. Во время Великой Отечественной войны попал в плен, после освобождения был сослан на Колыму. И только в 1952, в возрасте 29 лет, вернулся домой.

Фёдор всегда пользовался интересом у девчонок, но, увы, получилось так, что на самый расцвет жизни ему выпали сложнейшие испытания. Спустя некоторое время после возвращения в родное село, фронтовик встретил свою единственную. В семье Самохваловых родилось трое детей.

Человек он был добрый, - продолжила Лидия Андреевна, - любил шутить, и на душе у него затаился тяжкий груз, и порой даже слёзы на глаза накатывались, но несмотря на это никогда и ничего не рассказывал о тех страшных событиях. У Фёдора Герасимовича было четыре племянницы - все комсомолки, и дядя сильно боялся очернить нам, молодым, репутацию. Своей же маме ни слова не говорил, потому что боялся потревожить душу, причинить сердечную боль. Ведь у неё из четверых сыновей остался в живых только Федя, младший Михаил умер в первый год войны от туберкулёза, второй Иван погиб на фронте в 1942, третий Павел дослужил до полковника, дошёл до Берлина, служил в Германии. Павел Герасимович встретил свою жену во время войны, когда она попала в плен, он приложил все усилия, чтобы освободить её. Его семья уже в мирное время жила относительно хорошо, Павел даже смог приобрести автомобиль, правда, насладиться покупкой не успел, пригнав машину в Симферополь, он умер от инфаркта.

А вот Ф.Г. Самохвалов материально жил небогато и даже, можно сказать, бедненько. Фёдор работал в МТС слесарем, на стройке - бригадиром по производству кирпича. Сюда иногда брали школьников на подработку, и тогда солдат возился с ними, обучал их новым навыкам, всегда шутил. Если у кого-то что-то не получалось, подбадривал. Тем самым заслужил у молодёжи уважение и был для них авторитетом, ребята называли его дядей Федей. Односельчане знали о том, что пришлось пережить мужчине во время войны, понимали его, и никто никогда не упрекнул фронтовика ни в чём. Но много оскорблений и унижений он пережил от своего соседа, который до войны был лучшим другом, а теперь всегда с угрозой напоминал Фёдору Герасимовичу о плене. Но тот крепко держал себя в руках, считал все его слова пустяком, по сравнению с тем, что ему пришлось вынести в плену и на Колыме.

Представить трудно - парень прожил 18 лет в тихом селе, в дружной трудолюбивой семье, в общении с молодёжью. Была у него и любовь. И вмиг всё перевернулось, одиннадцать лет кошмара и боли, а после, на свободе – друг предал, боялся сказать лишнее, чтобы не напустить тень позора на своих близких. Его брат Павел сильно переживал о судьбе родного человека, однако сказать слова защиты не мог — положение не позволяло, но и обвинять никогда не смел.

Фёдор Герасимович Самохвалов умер в 1969 году, похоронен в родном селе Орлово. Лидия Андреевна Шулепова обращалась в военкомат с просьбой установить памятник на его могиле, но получила отказ. Так горько и неприятно ей стало, душа вновь наполнилась тревогой и переживанием. Этот человек пронёс через всю жизнь душевную боль, прошёл через унижения, которыми «одарила» его война, а фронтовика даже не смогли удостоить хотя бы такой маленькой почести. Ведь Фёдор также, как и все, защищал свою Родину, и, конечно, не виноват в том, что ему пришлось прожить под «лапой» чёрного позора.

Автор: Галина ШЕШУКОВА