В последних числах декабря ушедшего года во время очередного рейда охотоведы на вверенной им территории обнаружили «западню» на кабана.
В минувшие выходные наша мобильная группа совершила вояж с определённой целью - уничтожить браконьерскую ловушку, предназначенную для диких обитателей леса, которые беззащитны от человеческих «премудростей»…
Впервые в жизни не без труда поднявшись на борт вездехода, именуемого «Бобёр», коим умело управлял начальник отдела по охране животных А.Г. Редикульцев, мы вместе с охотоведом А.И. Серёдкиным и добровольными помощниками С. Лушниковым и А. Павловым двинулись в путь.
А. Серёдкин и А. Павлов на своих быстроходных снегоходах моментально улетели вперёд, мы же величаво потарахтели следом… Впрочем, грохот и шум в салоне, это, пожалуй, единственный «недостаток», который может отметить новичок - тот, кто впервые поднялся на борт. Вездеход подбрасывало и подкидывало, словно катер на тугих волнах. Проезжая деревни, редкие прохожие (особенно пацаны) замирали и восхищённо провожали взглядом непривычную для взора гусеничную технику – это льстило… Что тут говорить, преимущества «Бобра» огромные – в труднопроходимых, а порой и абсолютно непролазных для других автомобилей местах, он легко мчится вперёд, преодолевая все преграды…
Загоралось утро. Ночной мороз добросовестно настудил воздух, и солнце лениво поднималось вверх, касаясь маковок заснеженных деревьев. Любоваться природой можно было бесконечно: не всякий раз выпадает такая возможность - попасть в заснеженное царство. Даже не верится, что здесь могут происходить недобрые дела, соучастниками которых становятся люди…
Однако лирическое настроение от любования заснеженной природой враз оборвалось, как только мы прибыли на «место преступления». На большой поляне, сразу под склоном, оборудовано строение, которое никоим образом не вписывается в окружающее великолепие природы.
По периметру загородка довольно-таки большая, по-хозяйски вкопаны столбы, наполовину огорожено поперечными жердями из молодых берёзок, часть – надёжной сеткой в «крупную клетку».
Западня была сделана добротная, чувствовалось, что фигуранты трудились «на совесть», не спеша, со знанием дела и… безо всякого опасения, что их кто-то уличит и вообще обнаружит сие строение. Или, быть может, стук и вовсе не был слышен, потому что могучие стволы живых берёз приглушали звук молотка, который вгонял в их плоть длиннющие гвозди?
Чтобы заманить зверя внутрь, «хозяева» позаботились особо тщательно – внутри разбросали тушки ондатры, в углу приткнулось корытцо с зерном… А вот следы недавних пленников внутри импровизированной тюрьмы можно было различить без особого труда по характерным пятнам крови...
-Это не охота, а настоящее убийство, - мрачно констатировал А.И. Серёдкин, разглядывая бурые кляксы, - загнанных кабанов просто расстреливали в упор…
Особое «восхищение» вызвала конструкция падающей дверцы, хотя принцип её действия довольно-таки прост. Внутри вольера, в нескольких сантиметрах от земли, словно косые тонкие лучи располагались прочные верёвки, тянущиеся к палке, которая до поры до времени удерживала дверку в приподнятом положении. Стоит затронуть натяжные шнурки (а кабан их обязательно заденет, подбираясь к приманке), как палка соскальзывает, и деревянная «гильотина» тут же падает, преграждая путь и стопроцентно лишая животных вырваться обратно на волю.
Однако моё удивление на этом не закончилось, а только начинало разрастаться. Существенно смутил тот факт, что браконьерская ловушка располагалась в полусотне метров от границы небезызвестного заказника «Белоозерский».
Кажется, мороз стал отступать – перед солнцем устоять непросто. А может быть, мне это только показалось, ведь увиденная картина невольно бросила в жар: пятна на снегу, земля истоптанная копытцами несчастных животных. Что касается моих спутников, то им действительно пришлось жарко. Взвизгнула пила, и работа закипела – защитники живой природы, казалось, с наслаждением перепиливали жерди, орудовали гвоздодёром, плоскогубцами – словом, уничтожали следы циничных браконьеров.
Через час всё было кончено – от ловушки остались лишь груды перепиленных жердей, поваленной сетки, а дверцу вообще увезли подальше… Единственное, что осталось висеть в воздухе – это вопрос: «кто это сделал?». Но чтобы ответить на него, нужны прямые доказательства, хотя не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы понять очевидное: никакой любитель-охотник из близлежащих сёл и деревень не рискнёт так открыто и безнаказанно хозяйничать в полусотне метров от охраняемой территории. Что ж, браконьерство – явление многоликое… Но кто бы не были эти люди, они сознательно идут на преступление, заведомо зная, что нарушают закон...
Любой человек, который бывал в лесу, и каждый раз, открывая для себя что-то новое и необычное, не перестаёт удивляться многообразию, мудрости, бескорыстной щедрости его даров. Лес помогает, кормит, обогревает, лечит… Правда, не всегда удаётся «познакомиться» со всеми его обитателями, но всякий знает, что он не пустует, и животные - истинные хозяева леса. И если «современным» браконьерам всё же удаётся укрыться от глаз тех, кто охраняет животных и окружающую нас природу, то совесть - их единственный контролёр… Но, видимо, пока с этим туго…